В NASA испытают надувной "тормоз" для посадки на Марс

В развёрнутом состоянии диаметр конструкции достигает шести метров.

В развёрнутом состоянии диаметр конструкции достигает шести метров.
Фото NASA's Langley Research Center.

В испытательном полёте LOFTID понесёт только систему раскрытия (зелёные ёмкости) и контрольно-измерительные приборы.

В испытательном полёте LOFTID понесёт только систему раскрытия (зелёные ёмкости) и контрольно-измерительные приборы.
Иллюстрация NASA's Langley Research Center.

В развёрнутом состоянии диаметр конструкции достигает шести метров.
В испытательном полёте LOFTID понесёт только систему раскрытия (зелёные ёмкости) и контрольно-измерительные приборы.
Существующие системы не способны мягко посадить на Красную планету обитаемую капсулу или по-настоящему большой марсоход. Но инженеры уже готовят к испытаниям систему, которая сможет опустить на поверхность Марса крупные аппараты и дать зелёный свет космической экспансии человечества.

Существующие системы не способны мягко посадить на Красную планету обитаемую капсулу или по-настоящему большой марсоход. Но инженеры уже готовят к испытаниям систему, которая сможет опустить на поверхность Марса крупные аппараты и дать зелёный свет космической экспансии человечества.

Как сообщается в пресс-релизе NASA, на сегодняшний день самым большим аппаратом, садившимся на Марс, является ровер "Кьюриосити" весом менее тонны. И это почти предел для существующих технологий.

Дело вот в чём. Чтобы аппарат не разбился о поверхность планеты, при посадке ему требуется затормозить. Но в разреженной атмосфере Красной планеты парашюты не очень эффективны. Поэтому для мягкой посадки приходится в дополнение к ним использовать тормозные двигатели (так, например, садился зонд Insight). Но для них требуется взять запас топлива, а в космической миссии на счету каждый грамм.

Между тем тонна полезного груза – это катастрофически мало для пилотируемой экспедиции. Например, лунный посадочный модуль миссий "Аполлон" весил более десяти тонн.

Поэтому инженеры разработали более эффективную систему торможения под названием LOFTID. Она представляет собой широкий надувной конус, который разворачивается перед входом в атмосферу. Форма выбрана такой, чтобы максимизировать сопротивление марсианского "воздуха".

В развёрнутом состоянии диаметр основания конуса достигает шести метров. Это почти впятеро больше его размеров в сложенном виде. Конструкция состоит из синтетических волокон, которые в 15 раз прочнее стали. Она выдерживает нагревание более чем до 1500 °C.

Система уже прошла некоторые наземные испытания. Теперь ей предстоит пробная посадка, правда, пока не на Марс, а на Землю.

LOFTID отправится в космос в марте 2022 года. Её "возьмёт с собой" ракета Atlas V, несущая спутник дистанционного зондирования Земли JPSS-2.

После того, как аппарат выйдет на орбиту, разгонный блок "Центавр", несущий на борту LOFTID, отправится обратно к Земле. Перед входом в плотные слои атмосферы конус развернётся и начнёт посадку.

В испытательном полёте LOFTID понесёт только систему раскрытия (зелёные ёмкости) и контрольно-измерительные приборы.

В этой миссии система не будет нести полезной нагрузки. Ей предстоит продемонстрировать собственную жизнеспособность. В частности, нужно показать, что конструкция действительно замедлится до нужной скорости, выдержит возникающие температуры и при этом сохранит ориентацию в пространстве.

Разумеется, Марс – это не Земля. У Красной планеты и гравитация меньше, и атмосфера тоньше. Возможно, будут разработаны отдельно "земная" и "марсианская" версия LOFTID.

В случае успеха новой системе торможения хватит работы и без марсианских экспедиций. С её помощью можно будет возвращать многоразовые космические аппараты.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о готовящемся к запуску марсианском вертолёте и проекте аэростата для Венеры.