Гранаты против старости: новое антивозрастное соединение успешно испытано на людях

Новое соединение показало свою эффективность в замедлении процессов старения клеток во время клинических испытаний.

Клинические испытания показали безопасность и эффективность нового соединения. Оно, по всей видимости, обладает выдающимися антивозрастными свойствами.

Старение определяет появление многих заболеваний. По этой причине учёные тщательно изучают этот процесс и учатся замедлять его. Полученные знания могут пригодиться в лечении целого ряда недугов и улучшить качество жизни пациентов преклонного возраста.

Недавно исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) сделали ещё один шаг в этом направлении. Они провели клинические испытания соединения под названием уролитин А. Оно производится из биомолекул, обнаруженных в гранате. Вещество показало отличные результаты в замедлении старения митохондрий у пожилых пациентов. И, что самое важное, специалисты не обнаружили никаких побочных эффектов.

Поясним, что уролитин А – это химический продукт, который производится организмом человека, когда он употребляет в пищу гранат, клубнику или орехи. Более ранние работы показали, что это вещество способно продлевать жизнь червей и мышей.

Оно, по всей видимости, борется со старением за счёт улучшения функций митохондрий – их также называют "электростанциями" клеток. По такому же принципу действуют физические упражнения.

Полученные данные немало заинтересовали специалистов, которые решили исследовать действие этого "молодильного яблока" на людях, а также определить его эффективность и, что немаловажно, безопасность.

С этой целью они синтезировали соединение уролитин А из молекул, обнаруженных в гранате. После этого 60 пожилых людей получали его в различных дозировках. Как и положено, в работе также принимала участие контрольная группа – им давали плацебо.

Отмечается, что все участники эксперимента вели сидячий образ жизни, но были в целом здоровы.

Сначала учёные оценили безопасность однократного приёма уролитина А, который испытуемые получали перорально. Количество вещества варьировалось между 250 и 2000 миллиграммами.

Специалисты не заметили никаких побочных эффектов приёма вещества после сравнения состояния людей из двух групп.

Затем исследователи приступили к более серьёзной и длительной проверке: безопасность и эффективность соединения тестировали на протяжении 28 дней. Для этого всех испытуемых разделили на четыре группы, каждая из которых получала различную дозу уролитина А (250, 500, 1000 миллиграммов) или плацебо.

После этого авторы работы проверили наличие биомаркеров уролитина А в образцах крови, взятых у участников эксперимента. Они присутствовали у всех участников из первых трёх групп, при этом побочные эффекты снова отсутствовали.

Что самое важное, соединение, принимаемое в дозировке 500 и 1000 миллиграммов, повлияло на экспрессию генов митохондрий в клетках скелетных мышц. Это привело к стимулированию митохондриального биогенеза, как это происходит при выполнении физических упражнений.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, как тренировки способствуют долголетию. В данном случае похожий эффект производил приём уролитина А.

"Последние данные [...] показывают, как уролитин А может влиять на здоровье человека", – говорит ведущий автор работы профессор Йохан Овер (Johan Auwerx).

Как предполагают учёные, лечение, основанное на приёме уролитина А, может замедлить или даже обратить вспять потерю скелетных мышц. (Этот процесс, как и ослабевание других тканей, усиливается по мере старения человека.)

Специалисты компании Amazentis, созданной сотрудниками EPFL, планируют использовать полученные результаты, чтобы вывести продукт на основе уролитина А на рынок. Между тем учёным предстоит проделать ещё немало работы, прежде чем подобная терапия будет одобрена к использованию.

Научная статья по итогам работы опубликована в издании Nature Metabolism.

Ранее специалисты выяснили, что источник молодости есть в нас самих. Кроме того, оказалось, что на процессы старения влияет "старая" пища.