Под самым большим кратером Солнечной системы обнаружено аномальное образование

Бассейн Южный полюс – Эйткен (синяя зона) на топографической карте Луны. Пунктиром обозначена зона обнаруженной аномалии.

Иллюстрация NASA/Goddard Space Flight Center/University of Arizona.

Под гигантским кратером Луны учёные обнаружили огромные массы вещества, происхождение которых пока не известно. Физики предлагают несколько возможных объяснений происхождения этой аномалии.

Новое открытие было сделано исследователями из Бэйлорского университета в США. На Луне в бассейне Южный полюс – Эйткен, который считается самым большим кратером Солнечной системы, ими был обнаружен огромный объём вещества, возможно, содержащего металл из астероида.

"Представьте себе глыбу металла в пять раз больше острова Гавайи, погребённую под поверхностью. Примерно такое количество вещества нам довелось обнаружить", – поясняет ведущий автор нового исследования профессор Питер Джеймс (Peter James).

Отметим, что бассейн Южный полюс – Эйткен – это самая глубокая и старая ударная структура Луны возрастом более четырёх миллиардов лет.

Кратер имеет вытянутую форму с расстоянием между самыми удалёнными точками 2400 километров (почти такое же расстояние по прямой между Москвой и Парижем) и глубиной около 2,3 километра. Несмотря на огромные размеры, бассейн не виден с нашей планеты, поскольку находится на юге обратной стороны Луны.

В рамках программы изучения гравитационного поля и внутреннего строения Луны (GRAIL) учёные исследуют гравитационные аномалии на естественном спутнике Земли.

"Когда мы объединили наши данные с топографическими данными, полученными орбитальным аппаратом LRO, мы обнаружили нечто неожиданно большой массы в сотнях миль под бассейном Южный полюс – Эйткен. Одно из возможных объяснений: это металл из астероида, сформировавшего этот кратер, сохранившийся в лунной мантии", – делится предположениями профессор Джеймс в пресс-релизе университета.

Плотное образование (чем бы оно ни было и откуда бы ни взялось) имеет массу не менее тысячи триллионов тонн и, скорее всего, распространяется более чем на 300 километров вглубь спутника Земли. Такие выводы учёные делают в статье, вышедшей в издании Geophysical Research Letters.

Компьютерные симуляции столкновений большого астероида с Луной показывают, что при определённых условиях железно-никелевое ядро астероида могло "распылиться" в верхней мантии (слое между корой и ядром Луны) и остаться внутри неё и по сей день, а не погрузиться глубже в ядро.

Группа учёных предложила и другое объяснение необычной находке. Возможно, образование под самым большим лунным кратером – это плотное скопление оксидов, возникших на последних стадиях застывания океана лунной магмы.

Авторы исследования надеются, что благодаря дальнейшей работе космических миссий по изучению Луны они смогут со временем узнать больше о происхождении и составе открытой ими аномалии.

Профессор Питер Джеймс добавляет также, что бассейн Южный полюс – Эйткен – одна из лучших естественных лабораторий для изучения катастрофических столкновений прошлого.

Напомним, что ранее авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали про то, чем крупнейший кратер Солнечной системы удивил руководителей миссии "Чанъэ-4", а также о том, что Луна, возможно, была пригодна для жизни.

Чтобы не пропустить самые интересные и необычные новости мира науки, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.

Мы продолжим держать вас в курсе новейших открытий и изобретений, а пока предлагаем узнать, чем отличаются ударные кратеры разыных сторон Селены, и о тайне "Человека на Луне" (и одноимённый фильм тут ни при чём – прим. ред.).