Тихая гавань? Медики обнаружили в матке беременных женщин бактериальную ДНК

Плод может получать необходимую дозу полезных микробов уже в утробе матери.

Фото Global Look Press.

Специалисты Зелёного континента попробовали положить конец спорам о том, является ли матка безмикробной средой или нет. Эти знания очень важны для медиков, поскольку микробиота может оказывать значительное влияние на развивающуюся иммунную систему, кишечник и мозг плода.

Согласно общепринятому мнению, матка женщины является "чистой" безмикробной средой. Но недавнее исследование австралийских специалистов опровергает это мнение.

"За последние десятилетия многочисленные исследования не раз обнаруживали бактериальную ДНК в околоплодных водах и меконии (первородном кале ребёнка – прим. ред.), что бросает вызов представлению о том, что матка является безмикробной средой", – говорит ведущий автор недавней работы Лиза Стинсон (Lisa Stinson) из Университета Западной Австралии.

Однако, продолжает она, согласно некоторым данным, результаты, полученные в этих работах, могут быть ложноположительными. То есть определённую роль могли сыграть загрязняющие вещества, присутствующие в реагентах, используемых при анализе ДНК.

Разобраться в этом вопросе раз и навсегда решила группа учёных из Университета Эдит Коуэн и Университета Западной Австралии. По мнению специалистов, прийти к однозначным выводам необходимо, поскольку среда, в которой находится плод, может оказывать значительное влияние на развивающуюся иммунную систему, кишечник и мозг будущего ребёнка.

Для работы исследователи собрали образцы околоплодных вод у 50 здоровых женщин, перенёсших плановое кесарево сечение.

При этом специалисты приняли все возможные меры по устранению бактериального загрязнения при анализе проб околоплодных вод и мекония. В частности, они очистили реагенты, используемые для амплификации ("усиления") следов бактериальной ДНК. С этой целью они добавили к реагентам фермент, который устранял двухцепочечные фрагменты ДНК.

Контрольная проверка показала, что почти все образцы околоплодных вод и мекония содержали бактериальную ДНК. Более того, у 50 новорождённых микробы были обнаружены в их первых фекалиях.

"Несмотря на все принятые меры, мы всё равно нашли бактериальную ДНК почти во всех образцах, – констатирует Стинсон. – Интересно, что микробиота мекония сильно различалась у новорождённых. А совокупность микроорганизмов, выявленных в околоплодных водах, по большей части представляла собой одни и те же бактерии. Например, присутствующие на коже, такие как Propionibacterium acnes и Staphylococcus species".

Специалисты отмечают, что при этом ни у одной из обследованных женщин и их детей не было выявлено признаков какой-либо инфекции. То есть все эти микроорганизмы не наносят никакого вреда здоровью матери или малыша.

Возникает закономерный вопрос: что же эти бактерии делают в утробе матери? Авторы работы пишут, что, предположительно, эта микробиота оказывает воздействие на плод, находящийся ещё в утробе матери. Например, бактерии могут помочь развивающейся иммунной системе, кишечнику и даже мозгу.

"Мы обнаружили, что уровни важных иммунных модуляторов в меконии и медиаторов воспаления в околоплодных водах различались в зависимости от количества и вида бактериальной ДНК. Это говорит о том, что микробиота плода способна влиять на его развивающуюся иммунную систему", – добавляет ведущий автор работы.

Впрочем, нельзя исключать, что образцы всё же были каким-то образом загрязнены. Хотя практически во всех них был обнаружен генетический материал микроорганизма Pelomonas puraquae, причём в больших количествах, что явно указывает на то, что речи о внешнем загрязнителе всё же не идёт.

Кроме того, есть ещё одна маленькая, но важная оговорка: в образцах учёные находили лишь ДНК, но не сами бактерии. Возможно, этот генетический материал остался от уже умерших микроорганизмов.

"В нашем исследовании мы доказали, что бактериальная ДНК присутствует в матке. Но в дальнейшем нам предстоит показать, что она принадлежит живым организмам, которые являются частью микробиоты", – говорит Стинсон.

Научная статья по итогам исследования представлена в издании Frontiers in Microbiology.

Отметим, что данная работа поднимает ещё один очень важный медицинский вопрос. Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, что младенцы, рождённые путём кесарева сечения, недополучают необходимое количество микробов от матери, так как не проходят по родовым путям естественным путём. Медики, обеспокоенные ростом количества таких операций в мире, сейчас проверяют, может ли намеренное заражение вагинальными микробами помочь таким малышам вырасти здоровыми. Если же "заражение" происходит уже в утробе матери, то, вероятно, такая операция не даст необходимого эффекта.