ДНК из древних костей и зубов раскрыла историю заселения Восточно-Сибирской Арктики

Член экспедиции Станислав Ремизов очищает место очага, Янская стоянка.

Зубы древнего человека, найденные на Янской стоянке.

Иллюстрация Елена Павлова/Sikora et al // Nature 2019.

Фото Елена Павлова.

фФрагмент черепа человека, найденного на обнажении Дуванный Яр в низовьях Колымы.

Фото Елена Павлова.

Раскопки на Янской стоянке – древнейшем отпечатке пребывания человека в Арктике.

Фото Елена Павлова.

Член экспедиции Станислав Ремизов очищает место очага, Янская стоянка.
Участок, где были найдены зубы древнего человека, Янская стоянка

Международная команда учёных, включающая российских исследователей, впервые изучила ДНК древнего населения Восточно-Сибирской Арктики и установила, как люди расселялись в этой области в последние 30 тысяч лет. Полученные результаты заметно меняют существующие представления учёных. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

"Впервые были проанализированы ядерные геномы, полученные по новым образцам, датированным, начиная с 31 тысячи лет назад на месте древнейшей Янской стоянки, и до периода позднего Средневековья – 600 лет назад.<…> Это открытие является крупным шагом вперёд в изучении былых демографических и миграционных процессов в области, послужившей трамплином для освоения человеком Америки", – отмечает соавтор исследования Владимир Питулько из Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН.

По-настоящему древние находки останков человека на севере Сибири – большая редкость, а кости, пережившие последний ледниковый максимум, вообще единичны. Учёным трудно сказать, с чем это связано. Возможно, людей там просто всегда было очень мало. Не исключено, что их образ жизни не способствовал сохранению костей. Наконец, мешать сохранению останков могли природные условия.

Зубы древнего человека, найденные на Янской стоянке.

Между тем это важный район в истории освоения Земли. Именно отсюда стартовало заселение последних безлюдных континентов – Северной и Южной Америк. Оно началось, по-видимому, 15 тысяч лет назад, когда в Америку проникла небольшая группа жителей крайнего северо-востока Евразии по Берингийскому мосту – сухопутному соединению Евразии и Северной Америки, расположенному в те времена на месте современного Берингова пролива. (В ту эпоху огромные массы воды были заперты в ледниках, поэтому береговые линии отстояли на сотни километров от нынешних).

В 2001 году в нижнем течении реки Яны, в арктической Восточной Сибири, российские учёные нашли Янскую стоянку – древнейший след пребывания человека в Арктике, уникальный объект мирового культурного наследия, единственный в своём роде. Благодаря этому открытию дата заселения Арктики отодвинулась более чем вдвое: до 32–31 тысячи лет назад. С момента открытия памятник изучает Яно-Индигирская экспедиция ИИМК РАН под руководством Владимира Питулько.

В результате работ на Янской стоянке учёные нашли три молочных зуба, два из них содержали ДНК древнего человека. Никаких других человеческих костных остатков обнаружено не было. Очевидно, зубы были утрачены в результате естественного процесса их смены на постоянные. Оценка биологического возраста подтверждает, что зубы именно молочные, принадлежали они ребёнку.

Находки сохранились настолько хорошо, что это позволило исследователям "прочитать" (секвенировать) геном древнего сибиряка. Таким образом, впервые удалось установить, кем были люди Янской стоянки.

Второй важнейший элемент исследования – образцы ДНК из крупного фрагмента черепа человека, найденного на обнажении Дуванный Яр в низовьях реки Колымы. Ему 9800 лет. Исследователи также секвенировали ещё 31 геном из находок, происходящих из разных районов Восточной Сибири. Древнейшей из них около 11700 лет, а самая молодая относится к Средневековью.

Имея на руках все эти данные и выстроив нужные связи, авторы работы установили, что на территории Восточной Сибири за последние 30 тысяч лет произошло не менее трёх крупных миграций. Всякий раз новоприбывшие полностью или почти полностью замещали местное население. Во всех случаях пришельцы приходили с юга (что, впрочем, неудивительно).

Так, янская популяция древних жителей Восточно-Сибирской Арктики отделилась от европейской ветви человечества около 38 тысяч лет назад. Таким образом, это произошло вскоре после того, как последняя отделилась от азиатской ветви (43 тысячи лет назад).

Популяция, к которой принадлежала янская группа, не превышала 500 человек, то есть регион был заселён человеком, но плотность населения была низкой. Около 31600 лет назад эти люди населяли обширные пространства Северной Евразии.

"При этом интересно, что в их геноме есть достаточно объёмная азиатская примесь – 29%, которая имеет след и в морфологии зубов. Это вполне нормально, ведь разделение главных ветвей произошло незадолго до появления древних северных сибиряков, а также вероятно соседство последних с носителями азиатской версии генома. В конце концов, в каждом из нас есть следовое количество генов, около 3%, унаследованное от неандертальцев, хотя расхождение наших генетических линий случилось более 400 тысяч лет назад", – поясняет Питулько.

Найденные учёными молочные зубы принадлежат разным людям. Их сравнение позволило заключить, что янские люди не вырождались из-за кровосмешения, что часто происходило в малочисленных человеческих группах. Значит, их культура не допускала инцеста.

К слову, не вступали в близкородственные браки и жители знаменитой Сунгирской верхнепалеолитической стоянки. То есть либо столь полезный культурный запрет был независимо изобретён жителями Русской равнины и крайнего северо-востока Сибири, либо он был известен ещё их общим предкам. Тем временем в местообитаниях неандертальцев, популяции которых тогда находились на грани исчезновения, палеогенетики регулярно находят свидетельства кровосмешения.

Янские люди, расселяясь по Сибири, вступили в контакт с представителями восточно-азиатской генетической линии человечества. В результате образовался так называемый колымский геном с большой долей восточно-азиатских генов.

Около 11700 лет назад "колымцы" мигрировали в места обитания "янцев" и полностью вытеснили их. Среди современных жителей Северо-Востока ближе всего к этому населению стоят коряки, ительмены и чукчи.

В свою очередь, около 6000 лет назад это население было замещено новой миграционной волной. Эти люди были генетически близки к современным эвенам (напомним на всякий случай, что эвены и эвенки – разные, хотя и родственные, народы).

Участок, где были найдены зубы древнего человека, Янская стоянка

Как и следовало ожидать, население древнейшей Сибири оказалось родственным коренным американцам. Более того, геномы, прочтённые в рамках этого исследования, были самыми близкими к индейским из всех, найденных за пределами Америки.

В последние 5000 лет отмечены менее масштабные перемещения. Движение с юга на север преобладало и в эту эпоху. Но случались и обратные миграции из районов Северо-Западной Северной Америки. В результате всех этих процессов сформировалась современная картина расселения коренных этносов Северо-Востока России.

Отметим, что полученные результаты заметно меняют представления учёных о популяционной истории Северо-Восточной Сибири.

Работа российской научной группы поддержана грантом Российского научного фонда.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как гены помогли коренным народам Сибири приспособиться к суровым условиям. Также мы рассказывали о генетической истории других регионов России, например, Кавказа. К слову, заселение Америки тоже состоялось как минимум в три волны.