В ближайшие сто лет животные сильно измельчают из-за деятельности человека

Белобровый воробьиный ткач – одна из птиц, которая через сто лет, вероятно, войдёт в "список выживших".

Фото Robert Cooke.

Согласно прогнозам, в ближайшие сто лет на Земле не останется чёрных носорогов. И это несмотря на то, что сегодня большая их часть проживает на охраняемых территориях.

Фото Robert Cooke.

Растущее антропогенное воздействие на планету совсем скоро спровоцирует настоящий переворот в дикой природе, уверены учёные. Последствия этих событий могут оказаться непредсказуемыми для человечества.

Влияние человека на планету сегодня настолько велико, что учёные говорят о наступлении новой геологической эпохи – антропоцена, или "века человека". Считается, что наиболее существенные глобальные изменения, связанные с деятельностью современных людей, начались в середине 20 века. И последствия не заставили себя долго ждать: чуть позже специалисты заговорили о наступлении эпохи шестого массового вымирания.

Возникает вполне закономерный вопрос: как изменится "расстановка сил" в природе в относительно недалёком будущем?

Свой прогноз на этот счёт составили исследователи из Университета Саутгемптона. Согласно их данным, в ближайшие сто лет на Земле случится глобальный экосистемный сдвиг в сторону мелких млекопитающих и птиц.

По мнению специалистов, в будущем на планете будут преобладать некрупные насекомоядные животные с коротким жизненным циклом и высокой плодовитостью, которые могут приспосабливаться к различным условиям обитания. В "список выживших" войдёт множество грызунов и певчих птиц.

Жертвами глобальных изменений станут в первую очередь крупные животные с более длинным жизненным циклом, которые могут выжить лишь в определённой среде и хуже адаптируются к изменениям.

Согласно прогнозу, средняя масса тела млекопитающих в следующем столетии сократится в целом на 25%. Это гораздо более быстрое и резкое изменение в сравнении с предыдущим – тем, которое началось примерно 130 тысяч лет назад, в последнюю ледниковую эпоху, и продолжалось до сих пор. За этот, к слову, весьма длительный период животные уменьшились в среднем на 14%.

"На сегодняшний день самой большой угрозой для птиц и млекопитающих является человечество. Места обитания разрушаются из-за нашего воздействия на планету, такого как вырубка лесов, охота, интенсивное развитие сельского хозяйства, урбанизация и последствия глобального потепления", – рассказывает ведущий автор новой работы Роберт Кук (Robert Cooke).

По мнению его команды, само по себе уменьшение размеров животных "в среднем по больнице", может быть, и любопытный, но не слишком значимый факт. А вот существенное сокращение видов, каждый из которых выполнял уникальные функции в рамках глобальной экосистемы, не пройдёт для Земли бесследно. И дальнейшие последствия, скорее всего, окажутся негативными для долгосрочной устойчивости экологии и эволюции.

Авторы уточняют, что в ходе этой работы сосредоточили внимание на 15484 видах ныне живущих наземных млекопитающих и птиц. Учёные рассмотрели пять ключевых характеристик, связанных с жизнедеятельностью каждого вида и его ролью в экосистеме. Это масса тела, среднее количество потомства, которое единовременно воспроизводит одна самка (помёт у живородящих животных или кладка у птиц), широта среды обитания, рацион и временной интервал, за который сменяются поколения.

Кроме того, исследователи использовали Список угрожаемых видов животных, составленный Международным союзом охраны природы, чтобы определить, какие животные с наибольшей вероятностью вымрут к следующему столетию.

Затем исследователи использовали современные статистические инструменты и компьютерные модели для объединения и анализа всех этих данных, чтобы составить прогнозы и оценить возможные потери.

В результате у видов, классифицируемых как "находящиеся на грани полного исчезновения" (такие как суматранский орангутан), так называемый прогноз выживаемости составил всего лишь 1%. У животных с охранным статусом "находящиеся под угрозой исчезновения" (таких как амурский тигр) шансы дожить до конца столетия составили два из трёх. Между тем у видов, которые "находятся в уязвимом положении", то есть имеют риск стать вымирающими (например, жирафы), прогноз выживаемости составил 90%.

"Мы продемонстрировали, что прогнозируемая гибель млекопитающих и птиц не будет экологически случайной. Скорее это избирательный процесс, при котором определённые существа будут "отсеиваться" в зависимости от их черт и уязвимости к экологическим изменениям", – сообщил соавтор работы профессор Феликс Айгенброд (Felix Eigenbrod).

Тем не менее научная группа уверена, что у некоторых видов ещё есть шанс на спасение, и сейчас самое время приступить к разработке и внедрению новых природоохранных мер. Авторы надеются, что их исследование подтолкнёт власти разных стран и их жителей к активным действиям.

Тут хочется заметить, что недавнее исследование показало, что массовая культура современности создаёт у многих людей впечатление, что таким "популярным" животным как слоны, тигры, львы и носороги, а также множеству других, сегодня ничего не угрожает. Однако то, что они становятся героями фильмов и мультфильмов, отнюдь не означает, что человечество приняло достаточно действий к их спасению.

В дальнейшем потребуется провести больше работ для подробного изучения долгосрочного экологического воздействия жизнедеятельности человека на отдельные исчезающие виды и места их обитания, заключают британские специалисты.

О проделанной работе они отчитались в статье, представленной в журнале Nature Communications.

Напомним, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о ещё более удручающем прогнозе: две трети диких позвоночных животных планеты могут исчезнуть к 2020 году. Причём некоторым самым крупным видам угрожают не столько климатические изменения и вырубка лесов, сколько любовь человечества к мясным деликатесам.