Представьте себе: учёные обнаружили, что воображение способно менять мировосприятие

Психологи выяснили, что с помощью воображения можно сформировать положительные ассоциации с любым местом.

Фото с сайта pixabay.com.

Существует поговорка: не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней. Новый эксперимент показал, что гипотетические события, которые человек воображает в своей голове, могут влиять на его эмоциональный фон так же, как реальные события, а значит, менять мировосприятие на более позитивное.

У каждого человека есть места, которые ему особенно дороги, так как оставили после себя приятные воспоминания: школьный двор, старый тенистый парк или ничем не примечательный угол улицы, где прозвучало первое застенчивое признание в любви. После такого события положительные эмоции начинают ассоциироваться с местом, которое раньше ничего для человека не значило.

Учёные сразу из двух институтов решили выяснить, можно ли придать каким-либо локациям особую значимость при помощи воображения. Для этого Роланд Бенуа (Roland Benoit) и Филипп Паулюс (Philipp Paulus) из Института когнитивистики и нейробиологии общества Макса Планка совместно с Дэниелом Шэктером (Daniel Schacter) из Гарвардского университета провели эксперимент. В результате психологи пришли к выводу, что это возможно.

Во время исследования участникам предложили назвать ряд мест, которые не вызывают у них никаких эмоций, и вспомнить людей, которые им нравятся. Затем во время сеанса МРТ сканирования каждого испытуемого просили представить встречу с дорогим ему человеком на этой непримечательной территории. Например, фантазия ведущего автора исследования Роланда Бенуа была связана с его маленькой дочкой. Он вообразил, как они поднимаются на лифте на крышу их исследовательского института и любуются прекрасным видом сверху.

После воображаемых ситуаций участникам эксперимента предложили заново оценить места, ранее названные ими как нейтральные. Как оказалось, отношение к ним после воображаемого посещения стало значительно теплее.

Благодаря данным МРТ-сканирования учёным удалось зафиксировать, как работает воображение. По словам исследователей, процесс локализуется в вентромедиальной префронтальной коре головного мозга, где хранится информация об окружающих нас людях, местах и их значимости для нас. Когда участники эксперимента думали о тех, кого они любят, томограф фиксировал повышенную активность в этой зоне мозга.

"Именно там находится представление о моей дочери: как она выглядит, как звучит её голос, как она себя ведёт в тех или иных ситуациях, а также насколько я её люблю", – приводит пример Бенуа.

Эксперимент проводился для того, чтобы выяснить, могут ли гипотетические события влиять на эмоциональный фон человека так же, как реальные события.

Исследователи сделали вывод, что с помощью воображения человек может придавать значение неважным до этого местам, а значит, менять мировосприятие на более позитивное.

По словам Бенуа, важно также понять последствия негативных мыслей, которые часто посещают людей, страдающих от депрессии. Теперь специалисты намерены выяснить приводят ли такие размышления к обесцениванию тех аспектов их жизни, которые на самом деле нейтральны или даже позитивны.

Напомним, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, что плохие воспоминания можно превратить в хорошие, а также о том, как перезагрузить память при помощи магнитной стимуляции и вживить искусственные воспоминания.

Полная статья по итогам нынешней работы была опубликована в журнале Nature Communications.