Чтобы повысить работоспособность, женщин нужно "нагреть", а мужчин – "охладить"

Новые данные важны для начальников компаний, стремящихся повысить продуктивность сотрудников, а также для проектировщиков офисных зданий и учебных заведений.

Любопытный эксперимент показал: когнитивные способности и производительность труда женщин и мужчин напрямую зависят от температуры в помещении. Новые данные повысят ставки в неизменных офисных битвах за обогреватели и кондиционеры, шутят учёные.

Давно известно, что мужчины и женщины по-разному ощущают температуру и предпочитают различные условия: первым по душе прохлада, а вторым – тепло. Учёные считают, что это может быть отчасти связано с работой гена, который отвечает за передачу температурных сигналов от нейронов кожи к мозгу. Эта гипотеза может объяснить истоки извечной офисной борьбы за температуру в помещении.

Но, похоже, работники отстаивают своё право на два лишних градуса или закрытое окно не только из соображений личного температурного комфорта.

Команда учёных из США и Германии выяснила любопытный факт: оказывается, когнитивные способности и работоспособность мужчин и женщин напрямую зависят от температуры в помещении, где они находятся.

"Было задокументировано, что женщинам нравится более высокая температура в помещении, чем мужчинам, но до сих пор считалось, что это вопрос личных предпочтений. Мы обнаружили, что речь идёт не только о комфорте, но и о вещах, которые имеют значение в работе. Математические и вербальные способности, а также старательность [людей] зависят от температуры", – рассказывает соавтор работы Том Чанг (Tom Chang) из Университета Южной Калифорнии.

В эксперименте, который проводился в Берлине, приняли участие 543 студента. Каждому предстояло за ограниченное количество времени решить как можно больше заданий трёх типов: математические (сложить пять двузначных чисел, не пользуясь калькулятором), словесные (составить как можно больше слов из десяти заданных букв) и логические (вопросы были составлены таким образом, чтобы интуитивный ответ был неправильным).

Учёные провели несколько сеансов тестирований. При этом задания были одинаковой сложности, а вот температура в помещении варьировалась в диапазоне от 16 до 32 градусов по Цельсию.

Чтобы имитировать рабочий процесс и повысить производительность, исследователи мотивировали "сотрудников" денежным вознаграждением: его давали за каждый правильный ответ.

Результаты показали: чем выше была температура в "офисе", тем лучше справлялись со своими заданиями женщины. И наоборот, с понижением температуры повышалась производительность мужчин.

Примечательно, что успехи обеих групп зависели от температуры лишь при выполнении математических и словесных тестов, а на решение логических задач тепло и прохлада никак не влияли.

Важно отметить, что в более тёплых условиях улучшение работоспособности у женщин было гораздо более высоким, чем снижение того же показателя у мужчин. Так, с повышением комнатной температуры всего на один градус показатели участниц в математических тестах улучшились почти на 2%.

Это может свидетельствовать о большей чувствительности женщин к изменениям температуры, полагают авторы работы.

Новые данные "повышают ставки в битве за термостат", шутят учёные. Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды. Полученные сведения важны для начальников компаний, стремящихся повысить продуктивность сотрудников, а также для проектировщиков офисных зданий и учебных заведений.

Вероятно, последующие исследования такого рода с большей выборкой участников, проводимые в реальных рабочих условиях, помогут лучше изучить выявленные взаимосвязи и, возможно, определить условные температурные стандарты для "смешанных" офисов.

Статья с более подробным описанием этой работы опубликована в журнале PLOS ONE.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о создании компактного "индивидуального термостата" и светочувствительной ткани, которая охладит тело в жару и согреет в холод.