Опять генетика? Учёные выяснили, что влияет на желание завести собаку

Очень хотите завести собаку? Возможно, это желание вам диктуют гены.

Фото Global Look Press.

Международная группа исследователей выяснила ещё одну причину, определяющую желание некоторых людей завести себе четвероногого друга.

Хотим мы того или нет, но многие предпочтения заложены у человека в генах, например, склонность к вегетарианству. Недавно же исследователи из Великобритании и Швеции выяснили, что любовь к собакам в значительной степени также зависит от генотипа человека.

Не секрет, что дружба людей и собак зародилась в давние времена. Палеонтологи сообщают, что предки современных собак были одомашнены даже не один, а два раза, причём в двух разных частях мира. Большинство учёных склоняются к мнению, что люди использовали четвероногих помощников во время охоты, чтобы выслеживать и загонять добычу. Затем животные научились выполнять и другие полезные для человека "поручения".

За время долгой дружбы люди и собаки неплохо изучили друг друга. Так, питомцы научились понимать смысл сказанных хозяином слов, а также мимику и улыбки людей.

На сегодняшний день собаки – одни из самых популярных домашних животных мира, и исследователи регулярно находят новые преимущества взаимодействия людей и их четвероногих друзей.

В ходе работы международная группа специалистов решила выяснить, существует ли связь между генами человека и его желанием завести собаку.

С этой целью учёные использовали информацию о более чем 35 тысячах пар близнецов, взятую из самой большой в своём роде базы данных Swedish Twin Registry (Шведский реестр близнецов). Кроме того, они изучили данные о том, имеются ли у испытуемых собаки. Для этого они обратились к национальному реестру собак Швеции.

Учёные анализировали генотипы близнецов и информацию о питомцах, чтобы определить, существует ли какая-то "генетическая подоплёка" у желания завести четвероного друга.

Поясним, что специалисты довольно часто прибегают к близнецовому методу исследования, чтобы изучить влияние факторов окружающей среды и генов на формирование того или иного признака.

Также напомним, что существует два основных типа близнецов – однояйцевые (они же идентичные) и разнояйцевые. ДНК первых совпадает на 100 процентов, то есть у них одинаковый генотип. Вторые обладают разным генотипом (они имеют в среднем лишь 50% общих генов).

Изучая данные близнецов разного типа, специалисты могут понять, насколько гены влияют на какой-нибудь признак, в данном случае на любовь к собакам. В этом им помогает сравнение так называемой конкордантности, то есть наличия определённого признака у обоих близнецов сразу. Если формирование признака обусловлено генами, то у идентичных близнецов он будет чаще выражен у обоих членов пары, чем у разнояйцевых. Собственно, такой метод помогает более объективно судить о роли генотипа в формировании признака.

В рамках недавней работы учёные обнаружили, что коэффициент конкордантности (процент случаев, в которых оба члена пары близнецов владеют собакой) был намного выше у идентичных близнецов, чем у разнояйцевых.

Как пишут специалисты, это подтверждает мнение о том, что гены играют важную роль в желании завести собаку.

Руководитель работы профессор Туве Фолл (Tove Fall) из Уппсальского университета отметила, что они сильно удивились, получив результаты.

По её мнению, вывод имеет важное значение сразу для нескольких областей, в которых изучается взаимодействие собаки и человека.

"Хотя люди по всему миру часто заводят собак и других домашних животных, мало известно, как они влияют на нашу повседневную жизнь и здоровье. Возможно, некоторые люди больше других предрасположены к ухаживанию за домашними животными", – добавляет Фолл.

Как объясняет руководитель Шведского реестра близнецов и старший автор исследования Патрик Магнуссон (Patrik Magnusson) из Каролинского института, подобные исследования близнецов не могут определить, какие именно гены влияют на желание завести собаку.

"Но эта работа впервые демонстрирует, что генетика и окружающая среда играют примерно равную роль в желании завести собаку. Следующий очевидный шаг – попытаться определить, какие генетические варианты влияют на этот выбор и как они связаны с чертами личности и другими факторами, такими как аллергия", – рассуждает Магнуссон.

Другой автор работы профессор Кит Добни (Keith Dobney) из Ливерпульского университета считает, что результаты помогут улучшить понимание загадочной истории одомашнивания собак.

"Многие археологические исследования помогли нам построить картину того, где и когда собаки стали взаимодействовать с человеком, теперь же современные и древние генетические данные позволяют нам напрямую исследовать, почему и как [это произошло]", – заключает Добни.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Scientific Reports.