Новое соединение "отбирает" лекарственную устойчивость у бактерий, вызывающих туберкулёз

Туберкулёз вызывают различные бактерии из группы Mycobacterium tuberculosis, иначе известные как палочки Коха.

Американские специалисты нашли соединение, которое в сочетании с антибиотиком успешно справляется с опасными бактериями, вызывающими одно из самых смертоносных инфекционных заболеваний в мире.

Туберкулёз остаётся одним из самых смертоносных инфекционных заболеваний в мире. Согласно статистике ВОЗ, в 2017 году им заразились десять миллионов человек, а умерли от него 1,6 миллиона человек. До XX века туберкулёз был практически неизлечим, но впоследствии специалисты разработали комплексную программу, позволяющую определить и вылечить недуг на ранних стадиях развития.

Тем не менее бактерии, которые вызывают это заболевание, быстро развивают устойчивость (или резистентность) к имеющимся антибиотикам, что препятствует попыткам медиков держать заболевание под контролем.

Недавно же учёные из Университета Вашингтона в Сент-Луисе нашли соединение, которое может улучшить эффективность антибиотиков.

Поясним, что опасный недуг вызывают различные бактерии из группы Mycobacterium tuberculosis, иначе известные как палочки Коха.

Обычно они поражают лёгкие, но порой затрагивают и другие органы. Как уже отмечалось выше, такие бактерии развивают устойчивость к антибиотикам, а также образуют так называемые биоплёнки. В результате этого медикаментам сложнее справиться с вредными микроорганизмами.

По этой причине исследователи решили найти способ усилить работу антибиотиков. Сначала они проверили 91 соединение, которое имеет определённую химическую структуру. Ранее специалисты заметили, что она не даёт другим видам бактерий создавать биоплёнки.

Оказалось, что соединение под условным названием C10 мешает бактериям вида M. tuberculosis формировать биоплёнки.

Специалисты провели ряд экспериментов, во время которых они использовали комбинацию из этого соединения и существующих антибиотиков (в частности, изониазида). Такой дуэт с успехом уничтожил бактерии.

Более того, учёным благодаря сочетанию с C10 потребовалось использовать гораздо меньшее количество лекарства. В результате бактерии не развивали резистентность к препарату.

"Благодаря комбинации из C10 или чего-то подобного и изониазида мы сможем повысить эффективность антибиотика и не дать бактериям развивать лекарственную устойчивость. Это означает, что мы можем сократить курс лечения", – говорит один из ведущих авторов работы Кристина Столлингс (Christina Stallings).

Что интересно, C10, по всей видимости, помогает ослабить уже выработанную лекарственную устойчивость. Учёные протестировали комбинацию C10 и изониазида на бактериях, которые уже были устойчивы к этому антибиотику. Такой набор смог уничтожить микроорганизмы.

"Это была совершенно неожиданная находка. Мы понятия не имели, что сможем изменить лекарственную устойчивость. Полученные данные могут означать, что мы могли бы вновь использовать изониазид вместе с C10 в тех случаях, когда бактерии выработали устойчивость к этому антибиотику", – рассуждает Столлингс.

Несмотря на многообещающие результаты, авторы работы отмечают, что пока они не готовы испытывать такую комбинацию на людях или животных. На сегодняшний день все эксперименты проводились на бактериях в лабораторных условиях, поэтому необходима дополнительная работа, которая проверит безопасность убийственного дуэта в организме.

"У нас есть отличное соединение, и мы показали, что можно предотвратить и "ослабить" лекарственную устойчивость к антибиотикам. Но теперь мы должны либо улучшить само соединение, чтобы начать его тестирование на животных, либо выяснить, как оно предотвращает образование биоплёнки, чтобы мы разработали другие лекарства с тем же эффектом. У нас есть новая стратегия лечения туберкулеза, но потребуется время, прежде чем она воплотиться в реальность", – заключает Столлингс.

Научная статья по итогам работы опубликована в издании PNAS.

Добавим, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о связи между леворукостью, прикусом и предрасположенностью к туберкулёзу. Кроме того, медики выяснили, почему российский туберкулёз заразнее зарубежного.