В Греции найдены останки казнённого мужчины с "идеальной" дырой в грудине

Скорее всего, последние дни жизни казнённого мужчины прошли в плену.

Фото Global Look Press.

Грудина древнего человека с почти идеальным по форме отверстием.

Фото A. Agelarakis / Adelphi University.

Модель человека создана для исследования.

Фото A. Agelarakis / Adelphi University.

Скорее всего, последние дни жизни казнённого мужчины прошли в плену.
Модель человека создана для исследования.
Примерно две тысячи лет назад на греческом острове был убит мужчина. По словам археологов, такие смертельные травмы встречаются очень редко.

Примерно две тысячи лет назад на греческом острове был убит мужчина. Его палач воткнул острое копьё в жертву с такой силой, что он проделал в грудине (продолговатой плоской кости в середине груди) дыру.

По словам профессора антропологии Анагностиса Aгеларакиса (Anagnostis Agelarakis) из Университета Адельфи, США, такие травмы встречаются очень редко.

"За 40 лет моей работы я никогда не находил ничего подобного", – рассказал он в интервью изданию Live Science.

В 2002 году учёные проводили археологические работы на месте древнего некрополя на острове Тасос в северной части Эгейского моря. Археологи нашли там останки 57 человек, среди которых был скелет мужчины с почти идеальным круглым отверстием в грудине.

Как говорит Aгеларакис, он был похоронен в приметной известняковой могиле эллинистического периода. Она была похожа на каменный ящик, напоминающий гроб.

Анализ останков несчастного показал, что он был довольно высоким для того времени – чуть выше 170 сантиметров.

Специалисты также изучили его зубы и выяснили, что на момент смерти мужчине было не менее 50 лет.

Грудина древнего человека с почти идеальным по форме отверстием.

Более того, изучение костей показало, что этот человек был довольно мускулистым. По всей видимости, предполагает Aгеларакис, он оставался физически активным на протяжении всей жизни.

"Он вполне мог тренироваться в гимнастическом зале, в том же палестре", – говорит учёный.

Поясним, что палестрой называют частную гимнастическую школу в Древней Греции, а также площадку для упражнений.

По словам антрополога, физическая нагрузка (часто повторяющиеся движения) отразилась на здоровье мужчины: при изучении его останков специалисты заметили признаки спондилоартрита, а также остеоартрита.

Впрочем, больше всего исследователей заинтересовала, конечно же, дыра в грудине размером 1,5 сантиметра на 1,1 сантиметра.

Сначала Aгеларакис предположил, что такое отверстие является следствием нарушения развития, которое поражает примерно 5% современного населения (в этом случае грудина формируется не полностью).

Впоследствии учёные отказались от этой версии. Такой идеальный круг явно образовался в результате травмы. Скорее всего, её нанесли стираксом, или остриём древнего копья.

Благодаря своей жене, Аргиро Aгеларакис (Argiro Agelarakis), иллюстратору и антропологу, которая также работает в Университете Адельфа, Aгеларакис сделал несколько копий такого оружия.

Специалист провёл ряд экспериментов: он метал в мишень (модель человека) это оружие с большого расстояния. Однако травмы "жертвы" не были похожи на травму умершего.

Модель человека создана для исследования.

Aгеларакис считает, что оружие не было брошено в мужчину издалека.

Кроме того, смертельный удар вряд ли нанесли во время сражения, считает учёный. Мужчина мог уклониться во время удара, а это также привело бы к другой форме раны.

Скорее всего, человек был обездвижен. Возможно, ему связали за спиной руки и поставили на колени возле стены или же заставили лечь на землю, прежде чем нанесли смертельный удар. Как считает Aгеларакис, мужчину могли таким образом казнить.

Специалисты не могут знать причину казни. Возможно, что смерть человека связана с различными событиями того времени, например, мятежами.

Примечательно и другое: анализ зубов показал, что незадолго до смерти рацион питания умершего несколько ухудшился. Вероятно, что он провёл последние дни жизни в плену.

Результаты исследования опубликованы в Access Archaeology.

Добавим, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали об обнаружении в Италии 2000-летних останков распятого мужчины и уникального захоронения юноши в железных оковах. Кроме того, учёные нашли место казни салемских ведьм.