В последние годы компании, доставляющие наборы продуктов питания, стали особенно популярны, поскольку позволяют людям экономить время. Такие комплекты включают в себя рецепт и точное количество ингредиентов для приготовления блюда (на одного или нескольких человек).
Как это часто бывает, у таких услуг есть не только сторонники, но и критики. Последние считают, что готовые наборы больше вредят окружающей среде, чем продукты питания, купленные в магазине. В частности, они предполагают, что у "пайков" может быть больший углеродный след из-за увеличения пластиковых отходов (каждый ингредиент в наборах упакован отдельно).
Поясним, что углеродный след – это количество парниковых газов, причиной выброса которых стало производство, транспортировка и потребление продукта. Экологи изучают углеродный след различных вещей, например, сэндвичей.
Исследователи из Мичиганского университета решили оценить выбросы парниковых газов, которыми чреват выбор комплектов еды и продуктов питания, купленных в супермаркете.
Специалисты заказали наборы для приготовления пяти блюд на двоих: лосось, чизбургер, курица, паста и салат. Они также купили все необходимые ингредиенты для приготовления кулинарных шедевров в продуктовом магазине.
Выбросы парниковых газов оценивались по каждому важному этапу "жизненного цикла" пищевых ингредиентов и упаковки. Это, например, сельскохозяйственное производство, изготовление обёртки, транспортировка и производство отходов. Подобный тип исследования называется сравнительной оценкой жизненного цикла.
Оказалось, что для четырёх блюд из пяти углеродный след продуктов питания, купленных в магазине, в среднем выше, чем у готовых наборов ингредиентов.
Такие различия обусловлены тремя основными факторами: количеством пищевых отходов, видом упаковки и транспортной логистикой.
Специалисты выяснили, что покупки в продуктовых магазинах приводят к большему объёму пищевых отходов как в точке продажи (магазины выбрасывают непроданные и испорченные товары), так и в домах потребителей (люди покупают больше ингредиентов, чем это необходимо, и выбрасывают недоеденные остатки).
Другим важным показателем является цепочка поставок и выбросы, связанные с транспортом. Приобретение наборов еды привело к снижению так называемых выбросов "последней мили" – заключительного этапа транспортировки, необходимой для доставки еды из распределительного центра до кухни пользователя.
В целом, исследование показало, что купленная в магазине еда произвела на 33% больше выбросов парниковых газов, чем эквивалентный набор продуктов с доставкой.
Тем не менее соавтор работы Брент Хёрд (Brent Heard) считает, что компании, доставляющие продукты питания, могут сделать больше, чтобы уменьшить свой углеродный след.
В заключение исследователи в очередной раз напомнили, что пищевые отходы и сгорающее топливо так же важны, как и пластиковая упаковка, при рассмотрении углеродного следа выбора продуктов питания.
Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Resources, Conservation and Recycling.
Что же касается пищевых отходов, то ранее учёные предложили уменьшать их количество при помощи необычного приложения и суперскользкой упаковки.
Кроме того, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) также писали о напечатанной еде или экологичных поселениях будущего, которые также могут помочь справиться с продовольственным кризисом.