Новая методика устранит бактерии и вирусы из органов перед трансплантацией

На сегодняшний день новый метод был применён только на лёгких, но в будущем учёные намерены адаптировать его и для других донорских органов.

Фото Cristina Kurachi.

Лёгкое свиньи проходит процесс биофотонной терапии.
Международная группа учёных нашла способ очистить донорские органы даже от такого опасного вируса, как вирус гепатита С. Новая методика поможет пересаживать больше органов и сократить список ожидающих трансплантации.

На сегодняшний день учёные всего мира ищут способы сохранить донорские органы. Согласно некоторым данным, более 60% всех сердец и лёгких, предназначенных для трансплантации, ежегодно утилизируются, несмотря на их нехватку, поскольку они просто не могут сохраняться, находясь во льду, более четырёх часов. Кроме того, не все органы можно использовать: как правило, органы людей с различными заболеваниями (скажем, с гепатитом), которые могли бы стать донорскими, попросту списываются.

Недавно группа учёных из Бразилии и Канады создала метод дезинфекции органов, уничтожающий вирусы и бактерии, способные сделать донорские органы непригодными для использования. Пока методику можно использовать только для работы с лёгкими.

Новая технология включает в себя перфузию, во время которой кровь в лёгком заменяется нетоксичным жидким консервантом.

Поясним, что это не новое слово в медицине, специалисты и раньше применяли перфузию в работе с донорскими органами. Она помогает уменьшить количество вирусов и бактерий, но не устраняет их полностью.

"В результате пациент вынужден принимать антибиотики и противовирусные препараты в течение трёх месяцев после трансплантации", – объясняет один из авторов работы и торакальный хирург Марсело Цыпель (Marcelo Cypel) из Университета Торонто.

Учёный искал способ повысить эффективность дезинфекции органов, чтобы снизить или даже устранить так называемую связанную с ними вирусную нагрузку.

"Я рассмотрел возможность использования методов дезинфекции при помощи ультрафиолетового излучения, обычно они используются для очищения крови", – рассказывает Цыпель.

Он связался с профессором Вандерлем Багнато (Vanderlei Bagnato) из Университета Сан-Паулу и рассказал ему о своей задумке. Впоследствии группа Багнато создала устройство, работа которого основана на биофотонной терапии.

"Метод биофотонной дезинфекции, разработанный в нашей лаборатории в Сан-Карлосе, состоит из двух определённых процедур, выполняемых одновременно", – объясняет участница проекта Кристина Курачи (Cristina Kurachi) из Университета Сан-Паулу.

Специалисты вводят фотосенсибилизирующее средство в перфузионную жидкость. Чтобы активизировать этот препарат, необходимы молекулы кислорода (они присутствуют в вирусах) и воздействие красного света (длина волны излучения – 660 нанометров).

Когда фотосенсибилизирующее средство "купается" в красных лучах, его молекулы поглощают энергию, которая передаётся молекулам кислорода в вирусах. Всё это приводит к необратимому повреждению мембран и генетического материала некоторых вирусов, включая вирусы гепатита С и ВИЧ-1.

В то же время на жидкость, непрерывно циркулирующую через лёгкие, воздействует и ультрафиолетовое излучение. Такая процедура также способствует уничтожению вирусов и бактерий.

Сначала метод был протестирован на лёгких человека, которые не подошли для трансплантации. Оказалось, что он в несколько раз уменьшил вирусную нагрузку.

Затем учёные проверили эффективность процедуры на лёгких свиньи (на фото), пересадив "обезвреженные" органы в организм животного. Как показало обследование реципиента после операции, дезинфекция никак не повредила ткани донора.

Лёгкое свиньи проходит процесс биофотонной терапии.

Наконец, методику опробовали на десяти пациентах. Она помогла устранить вирус гепатита С из донорских органов, пересаженных двум реципиентам.

"У оставшихся восьми пациентов вирусная нагрузка резко снизилась после операции, но спустя семь дней снова выросла, и им пришлось три месяца проходить противовирусное лечение", – подводит итоги Багнато.

Группа учёных намерена усовершенствовать биофотонную терапию, что поможет увеличить шансы на успешную трансплантацию.

Цыпель добавляет, что количество донорских органов может быть увеличено, если их можно будет обеззараживать, особенно в тех случаях, когда у потенциального донора есть хроническая вирусная инфекция.

Как отмечалось выше, новый метод был создан для работы с донорскими лёгкими. Но специалисты намерены не только усовершенствовать его, но и адаптировать для других органов, например, печени и почек.

"Всё это поможет улучшить послеоперационное состояние реципиентов, а также позволит нам использовать органы, которые на сегодняшний день не подходят для трансплантации", – говорит Багнато.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Nature Communications.

К слову, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о другом методе, который эффективно сохраняет почки от любых доноров до пересадки. Кроме того, мы сообщали о наночастицах железа, которые помогут размораживать органы для трансплантации.