Иммунная система может способствовать развитию кариеса

Учёные нашли неожиданного виновника появления кариеса.

Фото Global Look Press.

Иллюстрация Russel Gitalis.

Учёные нашли неожиданного виновника появления кариеса.
Процесс разрушения зубов происходит в считанные часы.
Работа иммунной системы не всегда бывает безупречной, и побочным эффектом чрезмерно усердной защиты может являться возникновение кариозных полостей.

Мы все обязаны жизнью нашей иммунной системе, без неё даже самая незначительная простуда может оказаться смертельно опасной. Впрочем, работа защитных сил организма не всегда бывает безупречной, из-за чего у человека может возникать, к примеру, аллергия.

Недавно же исследователи из Университета Торонто выяснили, что кариозные полости также могут являться побочным эффектом чрезмерного усердия иммунной системы.

Напомним, что кариес – это процесс разрушения твёрдых тканей зуба и даже пломб. На протяжении долгого времени считалось, что виновниками такого процесса являются некоторые виды бактерий. И действительно, эти микроорганизмы питаются различными углеводами и выделяют в результате своей жизнедеятельности кислоту, которая разъедает ткани зуба.

Кариес может формироваться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от питания и гигиены зубов. Это самое распространённое заболевание в мире: оно встречается у 95% людей.

В ходе новой работы канадские специалисты выяснили, что причиной возникновения подобных проблем с зубами также является активность особых иммунных клеток под названием нейтрофилы. Последние непреднамеренно помогают вредным бактериям.

Нейтрофилы считаются важнейшими игроками в борьбе с воспалением в организме. Когда бактерии вторгаются в ротовую полость, иммунная система посылает эти клетки атаковать "захватчиков". Но по мере того как нейтрофилы выслеживают и уничтожают непрошенных гостей, они могут вызывать разрушение ещё и самих зубов.

Ведущий автор исследования Йоав Финер (Yoav Finer) сравнивает работу этих клеток иммунной системы с кувалдой, с помощью которой человек хочет убить муху на стене.

"Вот что происходит, когда нейтрофилы сражаются с захватчиками", – добавляет он.

Как отмечает Финер, сами по себе нейтрофилы не могут навредить зубам, поскольку они не производят кислоту, которая вредит богатым минералами соединениям.

Но когда нейтрофилы атакуют бактерии, те используют кислоту в попытке защитить себя, и это деминерализуют зубы.

Именно в этот момент возникают проблемы. Ослабленные зубы становятся восприимчивыми к энзимам, выделяемым и бактериями, и нейтрофилами. В свою очередь, эти энзимы начинают "просверливать" деминерализованную область зубов и пломбы. По словам учёных, это очень быстрый процесс, повреждение зубов может произойти в течение всего нескольких часов.

Процесс разрушения зубов происходит в считанные часы.

В целом, как говорят специалисты, они получили первое доказательство того, что собственная система защиты человека может являться основным фактором возникновения кариеса и разрушения пломб.

Результаты этого исследования могут помочь учёным объяснить, почему большое количество пломб разрушается со временем, в течение пяти-семи лет.

"Наше первое фундаментальное исследование показало, что нейтрофилы могут разрушать полимерные композиты (пломбы) и деминерализовать зубной дентин. Это говорит о том, что нейтрофилы могут способствовать развитию кариеса и повторному его появлению", – объясняет первый автор работы Рассел Джиталис (Russel Gitalis).

Авторы работы считают, что их открытие может привести к созданию новых типов лечения, а также появлению новых стандартов тестирования материалов для пломб.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Acta Biomateralia.

К слову, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о новых материалах, которые продлят срок службы зубных пломб в два раза и помогут создать "вечные" пломбы, убивающие бактерии.

Впрочем, многие учёные уверены, что в будущем от пломб и вовсе можно будет отказаться. Вместо них защищать зубы будут при помощи вакцины, а лечить – препаратом от болезни Альцгеймера.

Хотите узнавать больше интересных новостей? Тогда подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter, "Одноклассники".