Астрономы: глубины Марса могут скрывать грунтовые воды

Под поверхностью Марса могут скрываться грунтовые воды.
Происхождение повторяющихся линий на склонах (на фото) давно интересует астрономов.

Фото NASA/JPL/University of Arizona.

Под поверхностью Марса могут скрываться грунтовые воды.
Тщательно изучив загадочные детали на поверхности Марса, учёные из США предложили интригующее объяснение их природы. По их мнению, в глубинах планеты плещется жидкая вода.

Астрономов давно интригуют детали поверхности Марса, известные как повторяющиеся линии на склонах (по-английски recurring slope lineae, RSL). Они появляются на склонах в тёплое (по марсианским меркам) время года и исчезают зимой. Известны многие тысячи таких структур, разбросанных от марсианского экватора до средних широт.

Как показывают данные орбитальных наблюдений, RSL состоят из пород, богатых водой. Однако радиолокаторы тех же самых космических миссий не показывают наличия под склонами грунтовых вод.

В связи с этим некоторые эксперты предположили, что речь идёт о захвате грунтом водяного пара из марсианской атмосферы (который там всё-таки присутствует, хотя и в ничтожных количествах). Но эта гипотеза не объясняет, почему далеко не на каждом склоне возникают RSL. В рамках этой версии приходится считать, что речь идёт о неизвестном геологическом механизме, которого не существует на Земле.

В статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, Аботалиб Аботалиб (Abotalib Abotalib) и Эссам Хегги (Essam Heggy) из Университета Южной Каролины выдвинули прямо противоположную гипотезу. По их мнению, ответ следует искать не в атмосфере, а на большой глубине, и не в различиях двух планет, а в их сходстве.

"Опыт, который мы получили в результате наших исследований в области гидрологии пустынь, стал краеугольным камнем нашего пути к этому выводу. Мы видели подобные механизмы в Северной Африке, в Сахаре и на Аравийском полуострове, и это помогло нам изучить тот же механизм на Марсе", – заявляет Аботалиб.

Авторы использовали фотографии склонов, на которых возникают RSL, компьютерное моделирование и аналогии с похожими процессами на Земле. Всё это привело их к выводу, что таинственные полосы – это периодически выходящие на поверхность глубокие грунтовые воды.

В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что RSL особенно часто наблюдаются там, где ландшафт богат трещинами, вызванными древними "марсотрясениями" или падением крупных метеоритов. Эти разломы могут служить естественным каналом между поверхностью и водоносными горизонтами, которые, по расчётам исследователей, залегают на глубине около 750 метров. Большое давление, солёность и теплоизолирующая толща грунта позволяют этой воде оставаться жидкой в суровом марсианском климате. Попадая на поверхность летом, влага образует RSL, а зимой сразу замерзает.

Правда, напрямую проверить эту версию сейчас невозможно. Сигналы радиолокаторов орбитальных миссий не проникают так глубоко, да и рекорды марсианского бурения пока далеки от необходимых цифр. Необходимо разработать новые методы, "просвечивающие" Марс, или, например, посадить очередной марсоход так, чтобы он воочию наблюдал возникновение RSL.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали об озере жидкой воды под ледниками Марса и о том, что в древности эта планета могла быть более влажной, чем современная Земля.