Найден самый большой хищный динозавр в мире

Найденный тираннозавр претендует на звание крупнейшего экземпляра наземного хищника всех времён.

Фото Amanda Kelley.

Недавно изученный палеонтологами экземпляр тираннозавра оказался самым крупным не только для этого вида, но и для наземных хищников вообще. И это лишь один из его рекордов.

Недавно изученный палеонтологами экземпляр Tyrannosaurus rex оказался самым крупным не только для этого вида, но и для наземных хищников вообще. И это лишь один из его рекордов.

Останки описаны в научной статье, опубликованной в журнале под названием "Анатомический рекорд" (Anatomical Record).

Тираннозавр, прозванный учёными Скотти, был обнаружен в скалах Канады ещё в 1991 году. Однако на то, чтобы освободить окаменелость от оков твёрдого песчаника, не повредив её, ушло более десяти лет. Затем специалисты тщательно изучали останки. И вот теперь скелет, сохранивший 65% костей, полностью собран и скоро будет выставлен в музее.

Длина тела хищника, жившего 66 миллионов лет назад, впечатляет: 13 метров. Однако изучение костей ног преподнесло ещё больший сюрприз. Расчётная масса тела древнего ящера, как оказалось, превышала 8800 килограммов.

"На данный момент именно этот тираннозавр является крупнейшим наземным хищником, известным науке", – утверждает первый автор статьи Скотт Персонс (Scott Persons) из Университета Альберты.

На этом фоне тот факт, что Скотти является самым большим динозавром, когда-либо найденным в Канаде, кажется не таким уж значительным.

Но есть и ещё один рекорд.

"Скотти – самый старый известный рекс, – объясняет Персонс. – Под этим я имею в виду, что на последнем праздничном торте у него было бы больше всего свечей".

Возраст хищника на момент смерти был определён по "годовым кольцам" на его костях. Правда, исследователи затруднились назвать точную "цифру в паспорте", но пришли к выводу, что Скотти был точно старше 28 лет (это был предыдущий рекорд возраста тирекса, установленный в 2004 году). Как объясняют учёные, для тираннозавра этот возраст может считаться зрелостью.

Однако этот рекорд может быть кажущимся. Авторы работы пришли к выводу, что прижизненный возраст многих динозавров может систематически занижаться из-за не слишком хорошей сохранности окаменелостей. Так что, быть может, под музейными сводами стоят и большие патриархи, чем Скотти.

К слову, тело хищника сохранило следы множества прижизненных травм. Когда-то ему ломали рёбра, а ещё травмировали хвост (возможно, это был укус другого тирекса). К тому же челюсть гиганта была поражена инфекцией. В общем, жизнь мезозойского "царя зверей" была тяжела и полна опасностей.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали об охоте молодых тираннозавров, а также о том, как тирекс стал королём мелового периода.