Новые споры вокруг личности Джека-Потрошителя: ДНК-тест не убедил критиков

Результаты генетического теста, представленные британскими биохимиками, не всем показались убедительными.

Исследователи из Великобритании провели генетический анализ, устанавливающий личность одного из самых известных серийных убийц. Но, похоже, новые данные не помогут закрыть дело Джека-Потрошителя.

Исследователи из Великобритании опубликовали официальные результаты громкой работы, устанавливающей личность одного из самых известных серийных убийц. Этот человек долгое время был известен под псевдонимом Джек-Потрошитель, теперь же учёные заявляют, что узнали его настоящее имя.

Напомним, что в 1888 году Лондон потрясла серия жестоких "Уайтчепелских убийств" (по названию района, где они были совершены). Предполагается, что на счету Джека-Потрошителя было до 15 жертв, при этом пять преступлений считаются "каноническими". Собственно, рядом с телом четвёртой жертвы из этого списка и была найдена ключевая улика.

Речь идёт о женщине по имени Кэтрин Эддоус (Catharine Eddowes), убитой в ночь на 30 сентября 1888 года. Рядом с её изуродованным телом была найдена шёлковая шаль со следами крови и спермы.

Ещё в 2014 году Яри Лохелайнен (Jari Louhelainen), биохимик из Ливерпульского университета имени Джона Мурса, заявил о проведении генетических тестов, позволивших установить личность убийцы. Эта работа сразу же всколыхнула волну дискуссий: оценить достоверность полученных данных было сложно, поскольку Лохелайнен не сообщил почти никаких подробностей. Лишь сейчас он опубликовал результаты своей работы в рецензируемом научном издании Journal of Forensic Sciences.

По данным анализа, серийным убийцей был эмигрант из Польши Аарон Косминский. На момент совершения преступлений ему было 23 года. Молодой человек проживал и работал парикмахером в районе Уайтчепел. Он являлся основным подозреваемым по делу Джека-Потрошителя, однако у полиции не было достаточно улик для обвинения.

Лохелайнен и его коллега Дэвид Миллер (David Miller) из Университета Лидса извлекли ДНК из полученных образцов и провели её амплификацию (процесс образования дополнительных копий участков хромосомной ДНК).

Затем они сравнивали фрагменты митохондриальной ДНК (которая, как считалось до недавнего времени, может передаваться лишь по материнской линии) с образцами, взятыми у живых потомков Кэтрин Эддоус и Аарона Косминского. И анализ показал совпадение с родственником парикмахера.

Более того, исследователи установили, что у убийцы были каштановые волосы и карие глаза, что согласуется с показаниями свидетеля, взятыми местной полицией (он сообщал, что видел одну из жертв с темноволосым мужчиной).

Впрочем, дело Джека-Потрошителя вряд ли можно считать закрытым. Критики отмечают, что в своей статье Лохелайнен и Миллер не уточняют важную информацию, к примеру, конкретные генетические варианты, совпавшие в сопоставленных образцах. Вместо этого представлен график, на котором места совпадения определённых участков ДНК выделены цветом.

Авторы работы, в свою очередь, ссылаются на британский Закон о защите персональных данных (Data Protection Act), который защищает частную жизнь людей и запрещает публикацию генетических данных ныне живых людей. Кроме того, по мнению учёных, людям, не разбирающимся в генетике, проще понять наглядный пример.

Между тем Вальтер Парсон (Walther Parson), молекулярный биолог и криминалист из Инсбрукского медицинского университета в Австрии, считает, что обнародование последовательностей митохондриальной ДНК не нарушает конфиденциальность, и авторы должны были включить эти сведения в статью.

Его коллега и эксперт по изучению митохондриальной ДНК Ханси Вайссенштайнер (Hansi Weissensteiner) добавляет, что на основе такого анализа можно скорее исключить того или иного человека из списка подозреваемых, установив, что два образца ДНК (скажем, преступника и подозреваемого) не связаны между собой.

Тем не менее Лохелайнен и Миллер утверждают, что провели "самый систематический и самый продвинутый генетический анализ в отношении убийств Джека-Потрошителя".

Кстати, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) не раз рассказывали о том, как генетические тесты помогают раскрывать тайны целых народов и отдельных исторических личностей. Более того, недавно учёные впервые восстановили ДНК давно умершего мужчины, не имея его останков, и вышли на след опасного преступника, загрузив профиль ДНК, найденной на местах преступления, в публичную базу генеалогических данных.