Не спасает: учёные рассказали, для каких женщин контрацептивы не эффективны

Определённый ген способен снизить эффективность гормональной контрацепции у женщин.

Фото Global Look Press.

Считалось, если женщина забеременела в период использования гормональных противозачаточных средств, то это её вина. Возможно, она неверно использовала препарат или забыла принять таблетку. Недавно же учёные выяснили, что это не совсем так: на эффективность гормональной контрацепции может влиять генетика.

На сегодняшний день существует множество контрацептивов, которые значительно снижают шансы забеременеть. Тем не менее ни одна форма контрацепции не может быть эффективной на 100%. И даже у популярных гормональных методов контроля над рождаемостью случается "сбой".

Специалисты точно не знают, почему подобные контрацептивы порой терпят неудачу, и часто, когда женщина беременеет во время использования таблеток или других гормональных средств, медики считают, что она пренебрегла инструкциями.

Между тем недавно американские специалисты выяснили, что в некоторых случаях гены женщины могут подвергнуть её риску незапланированной беременности даже при правильном использовании гормонального контрацептива.

Исследователи из Медицинской школы при Колорадском университете под руководством Аарона Лазорвица (Aaron Lazorwitz) решили обратиться к фармакогеномике, которая изучает влияние генетических вариаций каждого человека на его реакции на лекарства.

Лазорвица озадачило, почему до сих пор никто не исследовал связь фармакогеномики с женским здоровьем в этом вопросе. В то время как женщины в основном используют одни и те же гормоны для предотвращения беременности, медики не изучали, будут ли такие средства одинаково эффективны для всех пациенток.

Специалисты изучили данные о 350 здоровых девушках, средний возраст которых составил 22 года. Все они не менее года использовали контрацептивный имплантат, который выделяет этоногестрел. Эта форма гормонального контроля над рождаемостью, основанная на прогестинах.

Поясним, что общее собирательное название подкласса стероидных женских половых гормонов – прогестогены, а прогестинами принято называть синтетические прогестогены.

Оказалось, что примерно у 5% участниц (18 женщин) имелся особый вариант гена CYP3A7, известный как CYP3A7*1C.

Несмотря на то, что ни одна из женщин с этим вариантом гена не забеременела (по крайней мере, во время исследования), у них был выявлен более низкий уровень этоногестрела в сравнении с другими участницами исследования (среднее снижение составило примерно 23%).

Более того, у пяти обладательниц гена CYP3A7*1C из 18 уровни этого гормона в крови были ниже порогового значения, необходимого для правильной работы препарата.

Как объясняют специалисты, ген CYP3A7 кодирует особый фермент, который изменяет метаболизм стероидных гормонов. Обычно этот ген активен лишь у эмбриона и "отключается" ещё до рождения малыша. Но у некоторых людей он остаётся активным, что, в свою очередь, приводит к более быстрому разрушению определённых гормонов – эстрогена и прогестина. Последние чаще всего используются в гормональных противозачаточных средствах.

Дальнейшие анализы показали, что этот редкий вариант гена вызывал экспрессию ферментов, которые могут разрушать стероидные гормоны.

По мнению учёных, именно это может увеличить риск нежелательной беременности женщины во время использования гормональных средств, особенно если она применяют контрацепцию с низкой дозой.

"Ранее предполагалось, что это вина женщины, если она забеременела во время использования контрацептивов. Но новые результаты показывают, что мы должны слушать наших пациенток и искать причину в том числе и в генах", – говорит Лазорвиц.

Стоит отметить, что это исследование не должно вызывать беспокойства у женщин по поводу различных методов контроля над рождаемостью, поскольку последние всё ещё остаются высокоэффективными при правильном использовании.

Между тем авторы недавней работы подчёркивают важность понимания того, как уникальный генетический код человека может влиять на его способность метаболизировать определённые лекарства.

В будущем специалисты хотят провести дополнительные исследования и найти другие гены, которые также могут увеличить риск "сбоя" гормональной контрацепции.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Obstetrics & Gynecology.

К слову, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали об универсальном средстве контрацепции для мужчин и женщин.

Кроме того, мы сообщали, что в Европе приложение для смартфона признали эффективным контрацептивом.

Что же касается гормональных противозачаточных, то они, как показали более ранние работы, могут повышать риск развития рака молочной железы.