В Австралии найдены останки небольшого динозавра с необычной челюстью

Художественное изображение группы существ недавно обнаруженного вида динозавров Galleonosaurus dorisaе.

Иллюстрация James Kuether.

Окаменелые останки нового динозавра Galleonosaurus dorisae. Травоядное существо было размером с современного родственника кенгуру валлаби.

Фото Matthew Herne.

Палеонтологи обнаружили на юго-востоке Австралии останки ранее неизвестного науке вида динозавров. Ему дали название галеонозавр, поскольку форма его верхней челюсти напомнила учёным перевёрнутый корпус галеона – древнего парусного судна.

На юго-востоке Австралии были найдены останки ранее неизвестного науке динозавра размером с валлаби. Существо обитало в древней рифтовой долине 125 миллионов лет назад.

Специалисты окрестили новый вид древних ящеров Galleonosaurus dorisae. Галеонозавром его назвали, поскольку форма его верхней челюсти напомнила учёным перевёрнутый корпус галеона – древнего парусного судна. Вторая часть видового названия была дана в честь палеонтолога Дорис Сигетс-Вилье (Doris Seegets-Villiers). Она подготовила свою кандидатскую диссертацию по местности, где были обнаружены окаменелости.

Специалисты обнаружили только пять костей верхней челюсти динозавра. Открытие долгие годы ждало своих исследователей в горных породах близ формации Уонтагги (Wonthaggi Formation). Отмечается, что кости принадлежали разных особям – как совсем молодым, так и взрослым. Все они жили на Земле в меловом периоде.

Поясним, что в начале этого периода вся суша была разделена на два огромных континента, которые учёные именуют Лавразия и Гондвана. Но затем они стали разделяться, и Южная Америка отделилась от Африки. К концу же мелового периода весь массив суши распался на те континенты, которые мы знаем сегодня.

Во времена существования динозавров вида G. dorisae между Антарктидой и Австралией существовала рифтовая долина (скорее всего, представлявшая собой линейную впадину в земной коре). Вдоль неё на расстояние четырёх тысяч километров простирались активно извергающиеся вулканы.

"Эта земля уже исчезла, но мы, как "путешественники во времени", получили моментальные снимки этого замечательного мира благодаря горным породам и окаменелостям, которые ныне вышли на поверхность вдоль побережья штата Виктория", – говорит Мэттью Герне (Matthew Herne) из Университета Новой Англии.

Собственно, именно там, на юго-востоке Зелёного континента, учёные и наши кости челюсти нескольких особей G. dorisae.

Как объясняют специалисты, древнее существо было травоядным, и оно принадлежало к семейству под названием орнитоподы.

В целом галеонозавры являются пятым родом орнитоподов, найденным в этом регионе. По этой причине палеонтологи считают, что это было очень разнообразное семейство древних ящеров, некогда процветавшее в рифтовой долине.

"Эти маленькие динозавры проворно передвигались на своих мощных задних лапах. [Открытие галеонозавров] подтверждает, что разнообразие этих небольших динозавров было необычайно высоким в древней рифтовой долине, которая когда-то простиралась между Австралией и Антарктидой", – объясняет Герне.

Новый вид тесно связан с другим видом – Diluvicursor pickeringi – ещё одним небольшим орнитоподом, найденным в этом же регионе годом ранее.

"Однако Galleonosaurus примерно на 12 миллионов лет старше Diluvicursor. Это говорит о том, что эволюционная история динозавров в австралийско-антарктическом рифте была длительной", – рассуждает Герне.

По мнению исследователей, эти орнитоподы тесно связаны с похожими существами, останки которых были найдены в аргентинской Патагонии.

"Мы постоянно достраиваем картину передвижений сухопутных динозавров между перемещающимися континентами Гондваны – Австралии, Южной Америки и Антарктиды – в меловом периоде", – говорит Генре.

Как пишут авторы работы, их филогенетический анализ позволяет предположить, что орнитоподы австралийско-антарктического рифта, обнаруженные в Виктории, более тесно связаны с мелкими видами орнитоподов из Патагонии, чем с другими орнитоподами из таких мест, как Северная Америка или Китай.

Научная статья по итогам открытия нового вида динозавра опубликована в издании Journal of Paleontology.