В китайской гробнице найден "эликсир бессмертия" из древних легенд

Древний эликсир бессмертия, упоминавшийся в китайских легендах, учёные сперва приняли за рисовое вино.

Фото Xinhua/Li An.

Возможно, сосуд с напитком был помещён в гробницу в рамках ритуального погребального обряда.

В гробнице было найдено множество артефактов из глины, бронзы и нефрита.
Удивительный "эликсир бессмертия" учёные сперва приняли за рисовое вино. Но, изучив его состав, пришли к выводу, что такой напиток может продлить жизнь лишь в одном случае: если его не пить.

Осенью 2018 года китайские археологи обнаружили в провинции Хэнань гробницу возрастом более двух тысяч лет. Она принадлежала знатному роду времён династии Западная Хань (202 год до нашей эры – 8 год нашей эры).

В захоронении площадью 210 квадратных метров были найдены хорошо сохранившиеся останки знатного вельможи, а также множество артефактов: глиняные горшки с росписью, нефритовые изделия и даже лампа в форме гуся.

В гробнице было найдено множество артефактов из глины, бронзы и нефрита.

Археологов особенно заинтересовал бронзовый сосуд, содержащий три с половиной литра прозрачной желтоватой жидкости. По запаху она была похожа на алкогольный напиток, и учёные решили, что перед ними древнее вино или ликёр, вероятно, из риса или другого злакового растения под названием сорго. Ранее подобные напитки уже находили в древних сосудах.

Но теперь, проведя ряд анализов, специалисты заключили, что на самом деле жидкость является "эликсиром бессмертия". Согласно древним китайским легендам, он дарует вечную жизнь тому, кто его выпьет.

"Мифическое "лекарство от смерти" найдено в Китае впервые. Жидкость имеет большое значение для изучения древних идей о достижении бессмертия и эволюции китайской цивилизации", – сообщил в интервью агентству "Синьхуа" глава Института изучения объектов культурного наследия и археологии в Лояне Ши Цзячжэнь (Shi Jiazhen).

Лабораторные анализы показали, что напиток представляет собой смесь нитрата калия и алунита.

Нитрат калия, также известный как калиевая селитра, в более поздние времена приобрёл широкое распространение и использовался для изготовления множества смесей – от удобрений и пищевых загустителей до фейерверков. А из алунитовой породы получали квасцы.

По словам специалистов, сочетание этих двух компонентов, судя по древним записям, являлось "эликсиром вечной жизни".

В Китае, как и во многих других странах, подобные напитки часто включали ингредиенты, которые люди обычно в пищу не употребляют. Это золото, нефрит, ртуть, мышьяк и ряд неусвояемых или ядовитых минералов.

Употребление таких веществ несёт высочайшие риски для здоровья, и историкам известно немало печальных случаев, когда вместо обретения бессмертия "жертвы алхимиков" лишь приближали свою кончину.

Учёные поясняют, что в данном случае наибольшую опасность для организма представляет нитрат калия. Его употребление может вызывать ряд нарушений – от раздражения глаз и кожи до почечной недостаточности и анемии.

Впрочем, остаётся неизвестным, действительно ли принимали "эликсир вечной жизни" знатные люди. Не исключено, что сосуд с напитком был помещён в гробницу в рамках ритуального погребального обряда, заключают исследователи.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о других удивительных находках из древних китайских захоронений. Археологи обнаружили в Поднебесной утраченные изречения Конфуция, "погребальные дары" в виде необычных глиняных фигурок, а также останки обезьяны неизвестного вида.