Распространённый ингредиент бытовых товаров может саботировать работу антибиотиков

Триклозан может невольно помогать бактериям справляться с теми концентрациями антибиотиков, которые обычно являются для них смертельными.

Полки магазинов заполнены продуктами, которые обещают уничтожить бактерии, и люди покупают эти средства, чтобы защитить себя от опасных микробов. Однако недавно американские специалисты выяснили, что такое поведение может привести к обратному эффекту.

Полки магазинов заполнены продуктами, которые обещают расправиться с бактериями, и люди покупают эти средства, чтобы защитить себя от опасных микробов. Между тем новое исследование специалистов из Университета Вашингтона в Сент-Луисе показывает, что такие средства, например, зубная паста, могут привести к тому, что последующее лечение антибиотиками людей, которые ими пользовались, не даст результата.

Специалисты обнаружили, что распространённое химическое вещество в этой продукции – триклозан, которое, как предполагается, убивает бактерии, на самом деле делает их сильнее, они получают возможность противостоять медицинским препаратам.

Поясним, что триклозан является, пожалуй, самым распространённым антибактериальным компонентом различных потребительских товаров.

Изначально он был разработан как средство для дезинфекции рук медицинских специалистов перед хирургическими операциями. С 1960-х годов вещество стало неотъемлемым компонентом средств и предметов нашего обихода, и сегодня триклозан можно найти в составе многих продуктов: мыле, шампуне, зубной пасте, косметике и многих других средствах. Его даже добавляют в одежду, детские игрушки и кредитные карты, чтобы уменьшить или предотвратить рост бактерий.

Считается, что триклозан легко справляется с уничтожением бактерий и не причиняет вреда людям. Между тем в последние годы появляется всё больше данных, свидетельствующих об обратном.

Одни исследователи утверждают, что триклозан может сделать людей более восприимчивыми к аллергии и астме. Другие выяснили, что он может привести к проблемам с сердцем и мышцами. Высокое содержание вещества в организме приводит к гормональным нарушениям в репродуктивной системе (по крайней мере, у лабораторных животных). Кроме того, некоторые бактерии вырабатывают генетическую устойчивость к триклозану, что фактически делает его бесполезным.

Кроме того, научные исследования всё чаще находят доказательства того, что химическое вещество сохраняется в окружающей среде длительное время и это позволяет ему попадать в почву, водоёмы, в организмы диких животных и даже в грудное молоко.

Ранее исследователи обнаружили его следы в 97% образцов грудного молока кормящих женщин и в моче почти 75% людей (из группы, участвовавшей в тестировании).

Результаты нового исследования, опубликованного в издании Antimicrobial Agents and Chemotherapy, дали новый повод для беспокойства. Как выяснилось, триклозан может повлиять на действие антибиотиков при лечении различных недугов.

Группа исследователей под руководством Петры Левин (Petra Levin), профессора биологии Университета Вашингтона в Сент-Луисе, сосредоточила своё внимание на классе бактерицидных антибиотиков (они оказывают сильное влияние на рост и размножение бактериальных клеток, при этом почти не повреждая клетки макроорганизма, а потому часто назначаются при лечении бактериальных инфекций).

Специалисты решили доподлинно установить, может ли триклозан защитить микроорганизмы от смерти в присутствии таких антибиотиков.

Во время первого этапа работы учёные подвергли воздействию триклозана одну группу бактерий, другая группа была контрольной. Затем исследователи обработали все микроорганизмы бактерицидными антибиотиками и проверили их выживаемость.

"Триклозан существенно увеличил количество выживших бактериальных клеток", – говорит Левин.

Воздействие триклозана позволило бактериям избежать смерти от антибиотиков (то есть вещество повысило их устойчивость, или резистентность). Более того, такая же ситуация наблюдалась сразу для нескольких групп антибиотиков. Многие антибиотики, проверенные в работе, оказались менее эффективными при уничтожении патогенов, которые ранее встречались с триклозаном.

"Триклозан повысил устойчивость [бактерий] к широкому спектру антибиотиков. Нас особенно интересовал ципрофлоксацин, поскольку он относится к группе фторхинолонов. Они препятствуют репликации ДНК и являются наиболее распространенными антибиотиками для лечения инфекции мочевых путей", – говорит соавтор работы Кори Вестфолл (Corey Westfall).

Поясним, что подобные недуги возникают, когда бактерии, в первую очередь некоторые штаммы кишечной палочки, попадают в мочевыводящие пути и заражают их. Для лечения такой инфекции чаще всего используются антибиотики (тот же ципрофлоксацин).

В рамках второго этапы работы группа Левин провела аналогичный эксперимент, но уже не в чашке Петри, а на мышах, которым давали пить воду с триклозаном. В результате уровень вещества в моче животных был схож с тем, который можно наблюдать в моче людей.

"В результате мы могли проверить [в рамках исследования на мышах] влияние уровней триклозана в моче на действие антибиотиков при инфекции мочевых путей", – говорит Левин.

Все больные мыши получали ципрофлоксацин для лечения недуга. При этом только одной группе грызунов давали пить воду с триклозаном.

Выяснилось, что после лечения антибиотиками у мышей, которые подверглись воздействию антимикробного вещества, в моче наблюдалось большое количество бактерий. (Контрольные грызуны демонстрировали значительно более низкое содержание бактерий.)

"Если бы разница в количестве бактерий между группами была меньше чем в десять раз, мы бы с трудом доказали вину триклозана. Мы же обнаружили в моче мышей, получавших триклозан, в 100 раз больше бактерий, и это очень много", – заявляет Левин.

Результаты дают право предположить, что антибиотики менее эффективны при лечении инфекций мочевых путей при воздействии триклозана, по крайней мере, у мышей.

Конечно, мыши – это не люди, поэтому авторы работы не спешат говорить о том, как триклозан сказывается на организме человека.

Тем не менее специалисты серьёзно обеспокоены новыми данными. Инфекция мочевых путей, особенно среди женщин, является одной из наиболее распространённых, которую медики лечат при помощи антибиотиков. А триклозан, как отмечалось ранее, довольно распространён.

Что особенно важно, новая работа объясняет, как триклозан "оставляет некоторые антибиотики без работы".

Исследователи нашли доказательства того, что химическое вещество запускает производство молекулы ppGpp, ингибитора роста клеток. То есть он замедляет рост бактерий. Теоретически, это может помочь микроорганизмам лучше справляться с определёнными антибиотиками, говорят учёные.

В рамках последнего этапа исследования специалисты создали мутантную бактерию E. coli, неспособную производить ppGpp. Оказалось, что триклозан в этом случае не смог помешать работе антибиотиков, что подтверждает гипотезу учёных.

Впрочем, авторы работы считают, что ppGpp – лишь один из способов воздействия триклозана на устойчивость бактерий к антибиотикам, и у него может быть не один козырь в рукаве.

Что интересно, некоторые компании начинают изменять свою продукцию под влиянием всё большего числа исследований об опасности триклозана. Например, компания Colgate-Palmolive представила версию зубной пасты Colgate Total без триклозана.

Добавим, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали и о другой опасности антимикробных средств личной гигиены. Они, как оказалось, вредят печени и вызывают рак.

Кроме того, специалисты установили, что все косметические средства таят в себе угрозу для сердца, и назвали распространённые предметы быта и гигиены, отравляющие организм.