Растения обманывают эволюцию, "крадя" гены у своих соседей

Исследователи выяснили, что растение вида Alloteropsis semialata способно украсть гены у соседий, чтобы получить эволюционное преимущество.

Специалисты выяснили, что некоторые виды травянистых растений "воруют" гены у своих соседей. Новые данные всерьёз заставили опасаться учёных о возникновении суперсорняков.

Не секрет, что некоторые люди в своё время жульничали на экзамене и списывали у соседа по парте. Оказывается, что и за растениями есть похожие "грешки".

Специалисты из Шеффилдского университета нашли доказательства того, что некоторые виды травянистых растений "воруют" гены у своих соседей, и такой трюк помогает им эффективно адаптироваться, минуя миллионы лет эволюции.

Традиционно передача генов происходит "вертикально", то есть дети наследуют их от своих родителей. Между тем некоторые организмы могут передавать гены горизонтально. Такой процесс называется горизонтальным переносом генов (ГПГ), при в котором особь передаёт генетический материал организму-непотомку.

Пожалуй, самый известный пример тому демонстрируют некоторые бактерии, развивающие таким образом устойчивость к антибиотикам.

Недавно специалисты выяснили, что и растения прибегают к такой хитрости.

Британские учёные изучали геном травянистых растений вида Alloteropsis semialata, встречающийся по всей Африке, Азии и Австралии, а затем сравнивали его с геномами 150 других видов растений, включая рис, кукурузу и ячмень.

Сходство некоторых последовательностей ДНК показало, что они были приобретены растениями от своих естественных соседей.

"Мы также собрали образцы Alloteropsis semialata из тропических и субтропических мест в Азии, Африке и Австралии, чтобы отследить, когда и где произошла передача", – говорит автор работы Люк Даннинг (Luke Dunning).

По его словам, травы просто крадут гены и используют кратчайший эволюционный путь.

"Они действуют подобно губке, впитывая полезную генетическую информацию от своих соседей, чтобы конкурировать со своими родственниками и выживать во враждебных средах обитания, не тратя миллионы лет, которые обычно необходимы для развития подобной адаптации", – говорит Даннинг.

Согласно данным работы, Alloteropsis semialata не был единственным видом травянистых растений, использующим такой же приём.

На первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего плохого: горизонтальный перенос генов помогает растению "улучшить свои позиции".

Однако, как это часто бывает, у медали две стороны. Специалисты указывают, что дикие травы могут дублировать определённые гены из генетически модифицированных культур, позволяя лабораторным добавкам "убегать" в дикую среду.

На сегодняшний день учёные принимают множество мер предосторожности, чтобы предотвратить потерю контроля над ГМ-организмами, а описанный выше процесс может свести всё работу на нет. Это потенциально может нанести ущерб экосистемам.

По мнению Даннинга, работа также поможет учёным понять, как гены передаются от ГМ-культур к диким видам или другим не ГМ-культурам, и выработать меры для снижения вероятности этого.

Пока учёные не могут ответить на вопрос, как именно это происходит. Понимание этого процесса может помочь исследователям снизить риск "утечки" генов из ГМ-культур и создания так называемых суперсорняков (это вполне может произойти, если гены из ГМ-культур попадут в местные дикие растения, делая их устойчивыми к гербицидам).

"Следующим шагом является понимание биологического механизма этого явления, и мы проведём дальнейшие исследования, чтобы ответить на этот вопрос", – заключает Даннинг.

К слову, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, что растения "слышат" приближение опылителей и готовят для них более сладкий нектар.

Кроме того, они могут предупреждать друг друга об опасности, принимать сложные решения и защищаться от угроз.