Насекомые могут исчезнуть в течение столетия. Чем это грозит?

Число более 40% видов насекомых сокращается, а треть уже находится под угрозой исчезновения.

Фото Global Look Press.

Согласно данным учёных, насекомые вымирают в восемь раз быстрее млекопитающих.

Численность насекомых всего мира стремительно уменьшается, что грозит катастрофическим крахом природных экосистем. Таково заключение первого глобального научного обзора, проведённого Франсиско Санчесом-Байо (Francisco Sánchez-Bayo) из Университета Сиднея и Крисом Викхайсом (Kris Wyckhuys) из Академии сельскохозяйственных наук Китая.

Специалисты отобрали для анализа 73 исследования насекомых, опубликованных за последние 40 лет.

Как пишут авторы работы, представленная информация относится в основном к странам Европы и Северной Америки, поскольку ранее учёные собрали наиболее полные данные об этих регионах. По этой причине у исследователей нет достоверной информации о "судьбе" насекомых в других частях мира.

Согласно анализу, численность более 40% видов насекомых сокращается, а треть уже находится под угрозой исчезновения.

Страшные цифры: темпы вымирания этих существ в восемь раз быстрее, чем у млекопитающих, птиц и рептилий, хотя и те находятся в непростой ситуации.

Как пишут учёные, общая биомасса насекомых падает на 2,5% в год. Изучив такие данные, специалисты приходят к неутешительному выводу: насекомые могут исчезнуть в течение столетия.

"Это очень быстро. Через десять лет у нас будет на четверть меньше [насекомых], через 50 лет останется только половина, а через 100 лет их и вовсе не станет", – говорит Санчес-Байо в интервью изданию Guardian.

Ранее учёные уже сообщали об огромных потерях среди более крупных животных, которые легче поддаются изучению.

Между тем насекомые являются не менее ценными существами, и они крайне необходимы для правильного функционирования всех экосистем: в качестве пищи для других существ, в качестве опылителей и переработчиков питательных веществ. К слову, полтора миллиарда рабочих мест зависит именно от опылителей.

Не так давно сообщалось об уменьшении численности насекомых в Германии и Пуэрто-Рико, однако новый обзор показывает, что кризис носит глобальный характер.

Согласно анализу, опубликованному в научном издании Biological Conservation, самой важной причиной снижения численности насекомых является потеря среды обитания, а также интенсивное сельское хозяйство и использование пестицидов.

Изменение климата является не менее важным фактором, особенно в тропиках.

Свою роль играют также паразиты и болезни. Например, распространение клеща Варроа способствует снижению численности пчёл.

"Если потери видов насекомых не удастся остановить, это будет иметь катастрофические последствия как для экосистемы планеты, так и для выживания человечества", – считает Санчес-Байо.

Специалисты напоминают, что насекомые являются основным источником пищи для многих птиц, рептилий, амфибий и рыб.

"Есть отнять этот источник пищи, все животные умрут с голоду", – добавляет учёный.

По мнению учёных, именно бабочкам, пчёлам и навозным жукам, которые перерабатывают отходы, грозит наибольшая опасность.

Например, число широко распространённых видов бабочек сократилось на 58% на сельскохозяйственных землях Англии в период с 2000 по 2009 годы.

Что интересно, наибольшие потери насекомых зарегистрировало в Великобритании. Хотя это может быть связано и с тем, что учёные этой страны уделяют особое внимание проблеме и фиксируют все изменения.

На сегодняшний день существует более 350 тысяч видов жуков, и численность многих из них также уменьшилась (в особенности это касается навозных жуков).

Учёным не хватает информации о других насекомых, например, многих мухах, муравьях, тлях и сверчках, чтобы оценить их темпы сокращения или увеличения. Впрочем, эксперты считают, что нет никаких оснований думать, что они находятся в лучшей ситуации, чем лучше изученные виды.

По мнению Санчеса-Байо, уменьшение численности насекомых, по всей видимости, началось на заре 20-го века и ускорилось в 1950-х и 1960-х годах, а за последние два десятилетия оно достигло "тревожных масштабов".

Он считает, что новый класс инсектицидов, введённых за последние 20 лет, оказали особенно разрушительное действие (они используются регулярно и сохраняются в окружающей среде).

Более того, их использование сказывается на близлежащих природных заповедниках: численность фактически всех насекомых сократилась на 75-82% во всех заповедниках и национальных парках Германии.

Мир должен изменить способ производства продуктов питания, считает Санчес-Байо, отметив, что в органических фермах наблюдается большее число насекомых и что периодическое использование пестицидов в прошлом не приводило к такому же спаду численности насекомых, наблюдаемому в последние десятилетия.

Своей работы авторы хотели "разбудить людей", говорит Санчес-Байо.

Добавим, что ранее было сделано не менее печальное заявление: человечество доедает последних крупных животных Земли.

Кроме того, авторы проекта "Вести. Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, что две трети диких позвоночных животных планеты может исчезнуть к 2020 году.