Насекомые могут исчезнуть в течение столетия. Чем это грозит?

Число более 40% видов насекомых сокращается, а треть уже находится под угрозой исчезновения.

Фото Global Look Press.

Численность насекомых всего мира стремительно уменьшается, что грозит катастрофическим крахом природных экосистем. Таково заключение первого глобального научного обзора, проведённого Франсиско Санчесом-Байо (Francisco Sánchez-Bayo) из Университета Сиднея и Крисом Викхайсом (Kris Wyckhuys) из Академии сельскохозяйственных наук Китая.

Специалисты отобрали для анализа 73 исследования насекомых, опубликованных за последние 40 лет.

Как пишут авторы работы, представленная информация относится в основном к странам Европы и Северной Америки, поскольку ранее учёные собрали наиболее полные данные об этих регионах. По этой причине у исследователей нет достоверной информации о "судьбе" насекомых в других частях мира.

Согласно анализу, численность более 40% видов насекомых сокращается, а треть уже находится под угрозой исчезновения.

Страшные цифры: темпы вымирания этих существ в восемь раз быстрее, чем у млекопитающих, птиц и рептилий, хотя и те находятся в непростой ситуации.

Как пишут учёные, общая биомасса насекомых падает на 2,5% в год. Изучив такие данные, специалисты приходят к неутешительному выводу: насекомые могут исчезнуть в течение столетия.

"Это очень быстро. Через десять лет у нас будет на четверть меньше [насекомых], через 50 лет останется только половина, а через 100 лет их и вовсе не станет", – говорит Санчес-Байо в интервью изданию Guardian.

Ранее учёные уже сообщали об огромных потерях среди более крупных животных, которые легче поддаются изучению.

Между тем насекомые являются не менее ценными существами, и они крайне необходимы для правильного функционирования всех экосистем: в качестве пищи для других существ, в качестве опылителей и переработчиков питательных веществ. К слову, полтора миллиарда рабочих мест зависит именно от опылителей.

Не так давно сообщалось об уменьшении численности насекомых в Германии и Пуэрто-Рико, однако новый обзор показывает, что кризис носит глобальный характер.

Согласно анализу, опубликованному в научном издании Biological Conservation, самой важной причиной снижения численности насекомых является потеря среды обитания, а также интенсивное сельское хозяйство и использование пестицидов.

Изменение климата является не менее важным фактором, особенно в тропиках.

Свою роль играют также паразиты и болезни. Например, распространение клеща Варроа способствует снижению численности пчёл.

"Если потери видов насекомых не удастся остановить, это будет иметь катастрофические последствия как для экосистемы планеты, так и для выживания человечества", – считает Санчес-Байо.

Специалисты напоминают, что насекомые являются основным источником пищи для многих птиц, рептилий, амфибий и рыб.

"Есть отнять этот источник пищи, все животные умрут с голоду", – добавляет учёный.

По мнению учёных, именно бабочкам, пчёлам и навозным жукам, которые перерабатывают отходы, грозит наибольшая опасность.

Например, число широко распространённых видов бабочек сократилось на 58% на сельскохозяйственных землях Англии в период с 2000 по 2009 годы.

Что интересно, наибольшие потери насекомых зарегистрировало в Великобритании. Хотя это может быть связано и с тем, что учёные этой страны уделяют особое внимание проблеме и фиксируют все изменения.

На сегодняшний день существует более 350 тысяч видов жуков, и численность многих из них также уменьшилась (в особенности это касается навозных жуков).

Учёным не хватает информации о других насекомых, например, многих мухах, муравьях, тлях и сверчках, чтобы оценить их темпы сокращения или увеличения. Впрочем, эксперты считают, что нет никаких оснований думать, что они находятся в лучшей ситуации, чем лучше изученные виды.

По мнению Санчеса-Байо, уменьшение численности насекомых, по всей видимости, началось на заре 20-го века и ускорилось в 1950-х и 1960-х годах, а за последние два десятилетия оно достигло "тревожных масштабов".

Он считает, что новый класс инсектицидов, введённых за последние 20 лет, оказали особенно разрушительное действие (они используются регулярно и сохраняются в окружающей среде).

Более того, их использование сказывается на близлежащих природных заповедниках: численность фактически всех насекомых сократилась на 75-82% во всех заповедниках и национальных парках Германии.

Мир должен изменить способ производства продуктов питания, считает Санчес-Байо, отметив, что в органических фермах наблюдается большее число насекомых и что периодическое использование пестицидов в прошлом не приводило к такому же спаду численности насекомых, наблюдаемому в последние десятилетия.

Своей работы авторы хотели "разбудить людей", говорит Санчес-Байо.

Добавим, что ранее было сделано не менее печальное заявление: человечество доедает последних крупных животных Земли.

Кроме того, авторы проекта "Вести. Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, что две трети диких позвоночных животных планеты может исчезнуть к 2020 году.