Аэрозоли против тараканов опаснее для людей, чем для насекомых

Приманка с токсичным лакомством оказалась более эффективной в борьбе с тараканами, чем аэрозоли.

Фото Global Look Press.

Некоторые средства от тараканов могут наносить вред здоровью человека, при этом абсолютно не помогая бороться с вредителями.

Тараканы – существа невероятно живучие, чем обязаны своим генам. Эти насекомые пережили динозавров и им, как предполагают учёные, даже ядерная война будет нипочём.

Людям приходится вести неравный бой с этими усатыми вредителями, поскольку присутствие последних в доме не только неприятно и негигиенично, но и попросту опасно. Тараканы могут переносить серьёзные заболевания, вызывать аллергию, усугублять состояние людей с астмой и так далее.

Однако и сами средства от тараканов могут быть угрозой для здоровья человека, при этом абсолютно не помогая бороться с незваными гостями. Такое заключение сделали исследователи из Университета Северной Каролины в США по итогам новой работы.

Специалисты решили проверить эффективность и безопасность четырёх различных по составу аэрозолей для борьбы с тараканами. Речь идёт о "бомбах для насекомых" (bug bomb) – устройствах, которые самостоятельно распыляют инсектицид в закрытом помещении в течение нескольких минут.

Тесты проводились в 30 жилых домах с большим либо умеренным количеством рыжих тараканов, также известных как прусаки.

В 20 домах учёные применяли средства, как указано в инструкциях, а также вели учёт тараканьих популяций при помощи специальных ловушек.

Результаты оказались удручающими: через две и четыре недели после распыления инсектицида снижения численности вредителей не наблюдалось.

Тем временем ещё в десяти домах вместо аэрозолей исследователи использовали гелевые приманки для уничтожения тараканов. Токсичное для насекомого вещество, замаскированное под угощение, наносится мазками в местах скопления вредителей. Съев приманку, таракан погибает, но перед этим успевает заразить сородичей.

Оказалось, что подобные средства более эффективны: в течение месяца количество прусаков снизилось в домах на две трети.

Примечательно, что лабораторные тараканы в схожих экспериментах погибали от воздействия аэрозолей. Что, в общем-то, несложно объяснить. Во-первых, в отличие от диких особей, их лабораторные сородичи не имеют устойчивости к инсектицидам. Во-вторых, в домашних условиях тараканам проще избежать токсичного воздействия, так как "степень покрытия" аэрозолей довольно ограничена. В лаборатории же сбежать от химикатов некуда.

На следующем этапе специалисты провели анализ веществ, оседающих на поверхностях (полах, столешницах) в помещениях, где применялись аэрозоли.

Оказалось, что даже после влажной уборки уровень токсинов в комнатах был в 85-600 раз выше исходного (отмеченного до обработки). А спустя месяц после эксперимента 34% поверхностей всё ещё хранило следы опасных соединений.

Возможно, единичное воздействие химиката и не нанесёт существенного вреда здоровью, но проблема в том, что такие вещества могут накапливаться в организме, если использовать инсектициды постоянно.

Судя по всему, наилучшим вариантом (из двух изученных) остаётся использование приманок в местах скопления незваных гостей. Они, во-первых, эффективнее, а во-вторых, безопаснее, ведь воздействие токсинов локально, заключают исследователи.

Подробнее об этой работе рассказывается в статье, опубликованной в журнале BMC Public Health.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, что каждый таракан обладает уникальными личностными качествами.