1000-летний зубной налёт перевернул представления о религиозных иллюстраторах Средних веков

Ультрамариновый пигмент получали из перетёртого минерала лазурита. В Средние века он стоил дороже золота.

Фото C. Warriner et al., 2019/Science Advances.

Нижняя челюсть средневековой женщины. Зубной камень содержит частицы ультрамаринового пигмента, которые указывают на то, что женщина работала над ценными иллюстрированными рукописями.

Фото C. Warinner.

В монастырях средневековой Европы было создано множество ценных документов и рукописей, в том числе иллюстрированных. Некоторые из них украшали сусальным золотом и редким, невероятно ценным синим пигментом ультрамарином, который получали из перетёртого минерала лазурита.

И теперь, спустя тысячу лет, международная группа исследователей поделилась удивительным открытием, связанным с созданием таких иллюстраций.

В ходе новой работы исследователи изучали останки, найденные на территории небольшого женского монастыря в центральной Германии. О нём сохранилось мало записей: считается, что небольшая община (в ней состояло примерно 14 женщин) была основана примерно в 10 веке, а спустя четыре столетия монастырь уничтожил пожар.

Чтобы собрать больше исторических данных, археологи среди прочего проводили анализ зубного камня (отвердевшего налёта на поверхности зубов) людей, погребённых на монастырском кладбище. Тогда-то специалисты и обнаружили следы ультрамаринового пигмента в зубном налёте женщины, скончавшейся примерно в 1000-1200 годах.

Анализ показал, что на момент смерти ей было 45-60 лет. Специалисты не выявили следов каких-либо патологий, травм или инфекций. Собственно, частицы синего пигмента на зубах – единственное, что привлекло их внимание.

Используя ряд различных спектрографических методов, учёные подробно изучили частицы и заключили, что пигмент был получен из лазурита.

Нижняя челюсть средневековой женщины. Зубной камень содержит частицы ультрамаринового пигмента, которые указывают на то, что женщина работала над ценными иллюстрированными рукописями.

Затем научная группа рассмотрела несколько сценариев того, как частицы перетёртого минерала могли оказаться на зубах женщины.

К примеру, известно, что религиозные служители целовали иллюстрации в молитвенниках, но такая практика появилась только после 1300 года. По другой версии, порошкообразный лазурит в древние времена использовался как лекарство. Однако нет доказательств того, что им лечились в средневековой Германии. К тому же, судя по останкам, явных проблем со здоровьем у женщины не было.

Ещё одна версия заключалась в том, что монахиня готовила пигмент для кого-то другого. Но при простом измельчении минерала можно получить лишь тускло-серый пигмент. Чтобы добиться ультрамаринового цвета, требуются сложные методы очистки, которые были известны только профессионалам.

"Основываясь на распределении пигмента во рту, мы пришли к выводу, что наиболее вероятно, что она сама рисовала пигментом и облизывала конец кисти во время работы", – рассказывает соавтор исследования Моника Тромп (Monica Tromp) из Института изучения истории человека Общества Макса Планка.

По словам экспертов, в Средние века ультрамариновый пигмент, наряду с золотом и серебром, использовался для создания самых роскошных рукописей. Он стоил дороже драгоценных металлов, в том числе из-за транспортировки: в центральную Европу лазурит доставляли из рудников на территории современного Афганистана. Работу с ним доверяли лишь исключительным мастерам своего дела.

Учёные признаются, что находка оказалась для них неожиданной. Во-первых, кажется невероятным, что столь ценный пигмент был найден в совсем небольшом монастыре, расположенном в некогда сельской местности (логичнее было бы обнаружить следы лазурита в более крупной религиозной общине, известной своим наследием).

Во-вторых, в Средние века Германия, как известно, была центром производства "книжной продукции", однако выявить роль женщин в этой области довольно сложно. В знак смирения многие писцы и художники не подписывали свои работы. Поэтому сегодня многие специалисты полагают, что вклад женщин в создание рукописей и иллюстраций незначителен: чаще всего авторство приписывали мужчинам.

Результаты новой работы бросают вызов этим убеждениям.

"Эта женщина была частью обширной "коммерческой сети", простирающейся от рудников Афганистана до общины в средневековой Германии, работающей через торговые мегаполисы мусульманского Египта и византийского Константинополя. Экономический рост Европы 11 века вызвал спрос на драгоценный и изысканный пигмент, который проделал путь в тысячи километров на караванах и кораблях, чтобы послужить творческим амбициям этой художницы", – рассказывает соавтор работы профессор Майкл МакКормик (Michael McCormick) из Гарвардского университета.

Более того, отмечается, что новая находка – самое раннее свидетельство существования женщин-писцов.

"Если бы мы не использовали [новые] методы, история этой женщины могла бы остаться скрытой навсегда. Это заставляет меня задуматься, сколько других художников мы могли бы найти на средневековых кладбищах, если бы только [внимательнее] смотрели", – заключает ведущий автор работы Кристина Уориннер (Christina Warinner) из Института изучения истории человека Общества Макса Планка.

Более подробно об этой находке рассказывается в научной статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о новой методике, которая позволяет определить пол человека по одним лишь зубам. Также археологи делают немало интересных открытий благодаря другим "уликам" – костям, фрагментам черепов и даже фекалиям.