Психологи МГУ: мы запоминаем то, что стараемся забыть

Как показали исследователи, усилия по намеренному забыванию ведут к обратному эффекту.

Как показали исследователи, усилия по намеренному забыванию ведут к обратному эффекту.
Иллюстрация Global Look Press.

Если хотите что-нибудь забыть, не старайтесь это сделать. Такой вывод сделали исследователи в ходе эксперимента с участием студентов МГУ.

Команда "забудь" действует фактически как команда "запомни". Таков результат эксперимента, проведённого сотрудниками МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с коллегой из Германии.

Люди часто пытаются забыть какую-либо информацию. Но возможно ли это сделать волевым усилием? Поможет ли установка "забудь" вычеркнуть что-то из памяти, произведёт ли обратный эффект или вообще не окажет влияния? Будет ли результат одним и тем же для воспроизведения информации и для узнавания её?

Психологи решили провести эксперимент, чтобы найти ответы на эти вопросы.

Исследователи раздали 166 студентам факультета психологии МГУ карточки с 12 парами слов. В каждой паре было одно слово на русском языке, а другое – на вымышленном (которого никто из участников точно ранее не знал). Испытуемые должны были выучить эти слова дома, а через две недели их попросили воспроизвести заученные пары слов на бумаге. Из 166 студентов с заданием справились 98: они успешно воспроизвели все 12 пар выученных слов и продолжили участие в эксперименте.

Этих 98 испытуемых через неделю после первого теста учёные разбили на четыре группы. Каждой из них предъявляли русские слова из выученных пар. При этом одним давалась установка "забудь", другим – "запомни", третьи должны были произнести это русское слово вслух десять раз, а четвёртые – решить несложные арифметические задачи.

Через некоторое время психологи проверили, насколько хорошо испытуемые воспроизводят выученные пары слов. Всего было три проверки: через 45 минут после второго этапа эксперимента, через месяц и через год.

После воспроизведения слов из памяти испытуемым давали листки с исходными 12 парами слов и просили вспомнить, какое задание им давали, предъявляя эти слова.

Оказалось, что студенты действительно хуже запомнили слова, относительное которых давалась команда "забыть". В то же время со словами, которые нужно было запомнить, всё обстояло иначе.

"Через год, когда явно вспомнить псевдослова участники уже не могли, и, конечно, не могли вспомнить, какие были команды, они одинаково хорошо узнавали псевдослова из условий "запомнить" и "забыть". В то же время псевдослова из условий "повторять" и "арифметика" узнавались хуже, – рассказала ведущий автор исследования, профессор кафедры общей психологии МГУ Вероника Нуркова. – Иными словами, любая попытка управлять своей памятью, запомнить или забыть – не важно, связана с усилением следа памяти".

Результаты исследования опубликованы в издании Europe's Journal of Psychology.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, почему забывание важно для развития интеллекта, от каких мыслей нужно избавиться с самого утра, а также как развить суперпамять за 40 дней и улучшить работу памяти детским способом.