Российские биологи изучили белки и жиры сибирского мамонта

Российские учёные определили белковый и липидный состав кости мамонта (на фото имитация чучела животного).

Иллюстрация МФТИ.

В образцах удалось идентифицировать почти сотню белков и более 70 липидов.
Учёные из Сколтеха и МФТИ исследовали белковый и жировой состав останков мамонта, обнаруженных на реке Яна в Сибири. Это одно из немногих исследований ископаемых жиров, известных в мировой науке.

Учёные из Сколковского института науки и технологий и Московского физико-технического института исследовали белковый и жировой состав останков мамонта, обнаруженных на реке Яна в Сибири. Это одно из немногих исследований ископаемых жиров, известных в мировой науке.

Результаты исследования опубликованы в журнале European Journal of Mass Spectrometry.

Интерес к изучению молекулярного состава останков существ, когда-то живших на нашей планете, возник несколько десятков лет назад. Новые методы генетического анализа позволили начать исследования ДНК, извлечённой из древних костей. Появилось целое направление в науке – палеогенетика – позволившее разгадать много эволюционных загадок.

Тем не менее одной генетики недостаточно для получения полного представления о животных, живших в древние времена. Поэтому в дополнение к палеогенетике появилась палеопротеомика, изучающая древние белки.

Липидам же (молекулам жира и жироподобных веществ) уделялось мало внимания, хотя они и являются одним из основных компонентов клетки. Проблема состояла в том, что большинство из них не сохраняются достаточно долго.

Тем не менее некоторые липиды превращаются в ископаемые остатки, которые можно изучать. Такое исследование может дать информацию о пищевых пристрастиях древних животных, перенесённых ими заболеваниях и даже о развитости их нервной системы.

Иллюстрация МФТИ.

Авторы новой работы изучили липидный и белковый состав кости мамонта с помощью современных методов жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии. Результаты сравнили с характеристиками костей современного африканского слона.

В результате было обнаружено 98 белков. Львиная доля пришлась, конечно же, на коллаген – основной органический компонент костной ткани. Однако был обнаружен и целый ряд белков, регулирующих различные процессы в организме.

В кости были обнаружены и 73 липида. Все они относятся к классу триглицеридов. Другие важные классы липидов, такие как фосфатидилхолины и сфингомиелины, не выдержали испытания временем.

"Мы применили свой опыт, накопленный в области масс-спектрометрического анализа различных биологических образцов, к анализу ископаемых костей, потому что мы хотим расширять горизонты применения масс-спектрометрии в различных областях науки. Так как протеомные и липидомные подходы, основанные на масс-спектрометрии, уже давно зарекомендовали себя в биомедицинских исследованиях, возможно, что они окажутся полезными археологам и палеонтологам", – говорит первый автор исследования сотрудник МФТИ и Сколтеха Юрий Костюкевич.

Поясним, что протеомом называется совокупность всех белков клетки, а липидомом – всех её липидов.

Какую информацию смогут поведать учёным липиды костной ткани мамонта, пока до конца не понятно. В данном исследовании учёных интересовал вопрос о том, какие липиды в принципе могут сохраниться на десятки тысяч лет в ископаемых останках.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о внедрении генов мамонта в ДНК современного слона.