Астрономы нашли "младшую сестру" звезды, родившуюся как планета

Художественное изображение массивной звезды MM 1a, окружающего её диска пыли и газа и её спутника MM 1b.

Иллюстрация J. D. Ilee / University of Leeds.

Движение вещества в системе ММ 1 по данным наблюдений. Красным обозначен газ, движущийся от наблюдателя, синим – к наблюдателю.

Иллюстрация J. D. Ilee / University of Leeds.

Учёные стали свидетелями крайне редкого явления. Они обнаружили звезду, которая сформировалась на орбите другого светила, подобно планете. Правда, эта система скоро погибнет.

Учёные стали свидетелями крайне редкого явления. Они обнаружили звезду, которая сформировалась на орбите другого светила, подобно планете. Правда, эта система скоро, по астрономическим меркам, погибнет.

Описание открытия опубликовано в издании Astrophysical Journal Letters группой во главе с Джоном Айли (John Ilee) из Лидского университета в Великобритании.

Целью наблюдений была молодая массивная звезда MM 1, окруженная вращающимся диском из газа и пыли. Из таких дисков обычно формируются планеты, а этот процесс привлекает пристальное внимание астрономов.

С помощью радиотелескопа ALMA команда получила одно из самых подробных на сегодняшний день изображений молодой звезды и её протопланетного диска. "Снимки" позволили различить детали размером до 300 астрономических единиц (а.е.). Напомним, что одна а.е. равна 150 миллионам километров.

К удивлению астрономов, выяснилось, что MM 1 представляет собой не один объект, а два, которые на менее подробных изображениях сливались воедино. У массивной звезды, окружённой диском, обнаружился ещё и "спутник". Это небольшое светило, обращающееся вокруг неё по орбите на расстоянии 1920 а.е., вблизи внешнего края диска. Центральное тело, как принято в астрономии, получило обозначение MM 1а, а его сателлит MM 1b.

Видимо, MM 1b сформировалась из диска газа и пыли, как планета. Это крайне редкое явление (во всяком случае, подобные системы если раньше и наблюдались, то в единичных случаях).

При этом большинство звёзд в Галактике – двойные, то есть представляют собой систему двух светил, обращающихся вокруг общего центра масс. Однако обычно они имеют близкие массы, и, как полагают астрономы, сформировались одновременно. Здесь же мы наблюдаем совсем другое явление: сначала образовалась "старшая сестра", а потом, из её протопланетного диска, "младшая".

Обычным звёздам на такое не хватило бы запасов вещества в диске. Например, более 99% массы Солнечной системы (и, соответственно, облака, из которого она образовалась) приходится на Солнце. Ясно, что здесь просто не из чего было бы вылепить ещё одно светило. А ведь наша звезда более массивна, чем примерно 70% светил Млечного Пути (представляющих собой красные карлики).

Однако система MM 1 – это особый случай. Наблюдения авторов позволили оценить массу обоих её компонентов и диска. Выяснилось, что MM 1a вместе с диском весит 40±5 солнечных масс, где от 2,2 до 5,8 солнц приходится собственно на диск. В то же время масса MM 1b не превышает 0,6 солнечной.

"В этом случае звезда и диск, которые мы наблюдали, настолько массивны, что, вместо того чтобы наблюдать за формированием планеты в диске, мы видим, как рождается другая звезда", – резюмирует Айли.

У MM 1b, возможно, имеется собственный протопланетный диск, из которого формируются планеты (наблюдения пока не позволяют сказать об этом с уверенностью). Однако просуществует такая "большая семья" недолго.

"Звёзды массой как у MM 1a живут лишь около миллиона лет, прежде чем взорваться как мощные сверхновые. Поэтому, хотя MM 1b может иметь потенциал для формирования своей собственной планетной системы в будущем, она не будет существовать долго", – объясняет Айли.

Впрочем, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, что иногда спутникам сверхновых удаётся выжить. Поэтому не исключено, что после космического катаклизма MM 1b продолжит существование.