Сказка о потерянном времени, или как изменяется мозг детей, которые проводят часы за экранами гаджетов

Дети, проводящие более двух часов перед экранами гаджетов, также имеют трудности в изучении языков.

О влиянии смартфонов, планшетов, компьютеров и видеоигр на физическое и психическое здоровье детей сказано многое, но учёные продолжают заниматься исследованиями в этой актуальной области и приходят к новым интересным результатам.

Группа исследователей из Национальных институтов здоровья США (NIH) занимается изучением влияния гаджетов на мозг ребёнка. Уже сейчас учёные с уверенностью могут сказать, что МРТ головного мозга показывает наличие отклонений от типичного строения мозга у детей, которые активно пользуются планшетами и играют в видеоигры (последнее, впрочем, далеко не всегда влечёт за собой лишь негативные последствия).

Согласно полученной исследователями информации, у 9- и 10-летних детей, которые проводят за экраном более семи часов в день, наблюдается преждевременное истончение коры головного мозга. Этот внешний регион мозга отвечает за обработку сенсорной информации.

Впрочем, учёные пока точно не знают, вызваны ли эти изменениями именно длительным использованием гаджетов. "Мы пока не знаем, плохо ли это", – добавляет доктор Гаятри Доулинг (Gayathri Dowling). Пока медики с уверенностью говорят лишь об обнаружении изменений в структуре головного мозга у детей, которые проводят много времени перед экраном смартфона и планшета.

"Изучая данные МРТ головного мозга, мы можем лишь утверждать, что так выглядит мозг ребёнка, активно пользующегося гаджетами", – говорит Доулинг.

По статистике, собранной учёными NIH, дети, проводящие более двух часов перед экранами гаджетов, также имеют трудности в изучении языков и демонстрируют плохие результаты в прохождении тестов на логику.

Профессор Димитрий Кристакис (Dimitri Christakis) из Вашингтонского университета, который создавал рекомендации для родителей в рамках соответствующей программы Американской академии педиатрии, считает, что сейчас учёные фактически наблюдают за естественным неконтролируемым экспериментом, в котором участвует новое поколение детей.

Добавим, что нынешнее исследование обошлось казне США в 300 миллионов долларов. В эксперименте с МРТ обследованием мозг приняли участие 4500 детей. Первая часть результатов исследования будет опубликована в начале 2019 года.

Собственно, целью масштабного исследования является установление или опровержение того факта, что гаджеты вызывают у современных детей привыкание. Но для этого потребуется ещё несколько лет. Сейчас делать такие заявления пока рано. Впрочем, специалисты Американской академии педиатрии уже сегодня рекомендуют родителям ограничивать для детей меньше полутора-двух лет доступ к смартфонам, разрешая им участвовать лишь в видеозвонках.

Напомним, что ранее учёные также описали влияние смартфона на психологическое состояние ребёнка. Кроме того, авторы "Вести.Наука" рассказывали, что помогает детям в изучении иностранных языков.