Андромеда разорвала на части и поглотила галактического брата Млечного Пути

Исследование астрономов может изменить традиционное представление о том, как развиваются галактики.

Иллюстрация Global Look Press.

Астрономы выяснили, что порядка двух миллиардов лет назад Андромеда безжалостно расправилась с весьма крупной галактикой.

Галактика Андромеды, наш ближайший большой галактический сосед, "нашинковала" и поглотила массивную галактику два миллиарда лет назад. К такому выводу пришли учёные Мичиганского университета.

Несмотря на то, что поглощённая галактика по большей части была разрушена, она оставила после себя следы: почти невидимое звёздное гало размером больше самой Андромеды, столь же слабый поток из звёзд и отдельную удивительную компактную галактику M32.

Разрушенная галактика получила название M32p, она была третьим по величине членом Местной группы галактик после Млечного Пути и Андромеды. Используя компьютерные модели, астрономы Мичиганского университета смогли собрать доказательства существования M32p.

Специалисты уже давно знали, что почти невидимое большое звёздное гало вокруг галактик содержит остатки небольших поглощённых галактик. Кроме того, объекты подобные Андромеде должны своей гравитацией стягивать на себя сотни более миниатюрных галактик-спутников. Исследователи полагали, что это затруднит изучение любой из них.

Однако благодаря новому компьютерному моделированию учёные смогли понять следующее: несмотря на то, что Андромеда действительно поглотила многие галактики-компаньоны, большинство звёзд в её внешнем слабом гало по большей части были получены после "шинкования" одной большой галактики.

"Это был момент эврики. Мы поняли, что мы могли бы использовать эту информацию о внешнем звёздном гало Андромеды, чтобы сделать вывод о свойствах самой большой из этих измельчённых галактик", — говорит ведущий автор исследования Ричард Д'Суза (Richard D'Souza).

Астрономы долгое время изучают Местную группу галактик – Млечный Путь, Андромеду и их спутники. "Мы очень удивились, осознав, что у Млечного Пути некогда был большой брат, и мы даже не знали об этом", — рассказывает соавтор работы Эрик Белл (Eric Bell).

По словам авторов работы, уничтоженная Андромедой галактика M32p была по крайней мере в 20 раз больше, чем любая другая галактика, которая сливалась с Млечным Путём на протяжении всего периода его существования.

Открытие и изучение этой разрушенной галактики поможет астрономам понять, как дисковые галактики, такие как Млечный Путь, развиваются и переживают крупные слияния.

Работа учёных может также помочь раскрыть давнюю тайну: формирование загадочного галактического спутника Андромеды M32. Авторы нынешней работы предполагают, что эта карликовая галактика является уцелевшим центром давно потерянного "брата" Млечного Пути.

"M32 – достаточно странный объект. Несмотря на то, что он выглядит как небольшой пример старой эллиптической галактики, на самом деле в нём много молодых звёзд. Это одна из самых компактных галактик во Вселенной, и нет другой такой", — отмечает Белл.

К слову, метод, используемый в исследовании, может быть применён и для изучения слияний других галактик (самых крупных из них), считают астрономы Мичиганского университета.

Результаты нынешнего исследования представлены в научном издании Nature Astronomy.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о других сюрпризах, приподнесённых Андромедой: она, как оказалось, обладает целым "букетом" из чёрных дыр. Также мы сообщали, что Млечный путь и Туманность Андромеды готовятся к слиянию.