Астероид, убивший динозавров, разогрел Землю на сто тысяч последующих лет

Последствия падения астероида, "приземлившегося" 66 миллионов лет назад, до сих пор не вполне ясны.

Иллюстрация Wikimedia Commons.

За "астероидным" похолоданием, похоже, последовало длительное потепление.

Иллюстрация в общественном достоянии.

За "астероидным" похолоданием, похоже, последовало длительное потепление.
Древние рыбьи кости рассказали палеонтологам, какая температура царила на планете после катаклизма.

Палеонтологи выяснили, какая температура царила на Земле после падения астероида 66 миллионов лет назад. Напомним, что, согласно широко известной гипотезе, именно этот "каменный гость" привёл к вымиранию динозавров. Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Science командой во главе с Кеннетом Маклаудом (Kenneth MacLeod) из Миссурийского университета в США.

Причина гибели динозавров до сих пор остаётся предметом научных дискуссий. Хотя факт падения астероида обычно не подвергается сомнению, многие исследователи указывают на то, что эта катастрофа в лучшем случае добила давно уже вымиравших ящеров. Климатические последствия катаклизма тоже обсуждаются. Например, "астероидная зима", вызванная поднявшейся в воздух пылью и сажей, по одним моделям продлилась годы, а по другим – считанные месяцы.

Авторы нового исследования решили выяснить, какой была температура морской воды сразу после этого события. Для этого они изучали микроскопические окаменевшие фрагменты рыбьих костей из местонахождения Эль-Кеф в Тунисе. В ту эпоху здесь располагался древний океан Тетис.

Учёных интересовало соотношение изотопов кислорода 16O и 18O. Отметим, что это стандартный способ выяснить температуру моря в ушедшие геологические эпохи. "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) уже рассказывали о том, как с его помощью удалось определить температуру древнего Заполярья.

За "астероидным" похолоданием, похоже, последовало длительное потепление.

Исследователи обнаружили резкий скачок в содержании изотопа 18O практически точно в момент падения астероида (по геологическим меркам). Это означает, что океан стал теплее на пять градусов Цельсия. Повышенная концентрация кислорода-18 также сохранялась в геологическом слое толщиной 30 сантиметров. А значит, океан оставался аномально тёплым в течение примерно ста тысяч лет.

Как уточняет ресурс phys.org, потепление могло быть вызвано парниковым эффектом. Астероид, ударив в породы, богатые карбонатами, высвободил огромное количество углекислого газа. Немало его было выброшено в атмосферу и при последовавших общемировых лесных пожарах. Это и вызвало глобальное потепление.

Отметим, что новые данные не опровергают гипотезу "астероидной зимы" – похолодания, вызванного тучами пыли и сажи, закрывшими солнце. Но они указывают на то, что этот драматический период был довольно коротким.

Тем не менее исследователи подчёркивают, что обнаруженное потепление могло быть и локальным, вызванным неизвестными пока причинами. Необходим анализ ископаемых из других точек земного шара, чтобы понять, действительно ли речь идёт о повышении температуры на всей планете.

Напомним, что "Вести.Наука" ранее писали о точной датировке катастрофы и том, что помогло предкам птиц её пережить.