Давно забытый антибиотик зачислен на службу для борьбы с супербактериями

Антибиотик из "архивов" поможет учёным в борьбе с супербактериями.

Фото Global Look Press.

Чрезмерный приём антибиотиков по поводу и без может привести к тому, что лучшие лекарственные средства окажутся бессильны в борьбе с опасными бактериями. Исследователи делают всё возможное, чтобы не допустить возвращения "тёмного века медицины". И недавно они вспомнили про один антибиотик, который, вероятно, решит проблему.

Чрезмерный приём антибиотиков по поводу и без может привести к тому, что лучшие лекарственные средства окажутся бессильными в борьбе с опасными бактериями. Исследователи делают всё возможное, чтобы не допустить такого развития событий. Австралийские учёные и вовсе "заглянули в прошлое", чтобы отыскать там кандидата, эффективно сражающегося с бактериями. И, как выяснилось, сделали они это не зря. Антибиотик оказался эффективным против некоторых наиболее опасных "супербактерий".

Многие специалисты по всему миру обеспокоены проблемой устойчивых к антибиотикам бактерий. В прошлом году в докладе правительства Великобритании заключалось, что к 2050 году "супербактерии" потенциально способны стать причиной смертей до десяти миллионов людей в год, а в начале этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала список устойчивых к антибиотикам приоритетных патогенов – первый подобный документ за всю 69-летнюю историю организации.

Иными словами, специалисты всего мира действительно считают, что "супербактерии" являются серьёзной угрозой; и потому начался поиск эффективных способов борьбы с ними.

Класс антибиотиков под названием карбапенемы обычно используется только для борьбы с инфекциями, которые невосприимчивы к другим препаратам. Но бактерии постепенно становятся всё более устойчивыми и к ним тоже. Например, некоторые из них в настоящее время развивают устойчивость к колистину, эффективному антибиотику, который не так уж и часто используются, поскольку он токсичен для почек.

Грамотрицательные бактерии труднее уничтожить, говорит в пресс-релизе Мэттью Купер (Matthew Cooper) из Квинслендского университета. И появление резистентности к меропенему, а теперь ещё и колистину означает, что резистентные к лекарствам бактерии теперь являются серьёзной проблемой, отмечает он.

И чтобы попытаться переломить ситуацию, учёные всего мира сосредоточились на разработках совершенно новых антибиотиков и других средств, которые смогли бы эффективно бороться с "супербактериями". Некоторые исследователи стали прочёсывать архивы в поисках старых кандидатов в отряд эффективных антибиотиков.

Австралийские учёные считают, что класс препаратов под названием октапептины (octapeptins) как раз может решить возникшую проблему.

Октапептины были обнаружены в конце 1970х годах, но в то время им не уделили должного внимания из-за обилия новых антибиотиков, говорит Купер.

"Теперь же мы используем современные методики обнаружения лекарственных средств, чтобы заново оценить их эффективность в борьбе с супербактериями", — говорит учёный.

После того, как специалисты вновь заметили октапептины и посчитали их отличными кандидатами для дальнейшей работы, они синтезировали из них антибиотики, а затем повысили их эффективность против резистентных грамотрицательных бактерий.

В своих ранних доклинических исследованиях на животных учёные обнаружили, что, по сравнению с колистином, октапептин был лучшим противомикробным агентом. Более того, он, по всей видимости, не является таким же токсичным для почек пациента.

Авторы работы считают, что их исследование может помочь разработать новые типы антибиотиков, чтобы не допустить возвращения "тёмного века медицины", что вполне способны сделать супербактерии, если их вовремя не остановить.

Результаты исследования представлены в научном издании Cell Chemical Biology.

Добавим, что авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, как ещё учёные намерены противостоять крошечным "врагам". В частности, предлагается "ослеплять" супербактерии, вызывающие опасные инфекции, искать всё более эффективные антибиотики (даже под носом) и, как вариант, не пропивать весь курс антибиотиков до конца.