Учёные выяснили, как стиль музыки влияет на работу мозга пианиста

Работа мозга пианиста зависит от стиля исполняемой музыки.

Работа мозга пианиста зависит от стиля исполняемой музыки.
Фото Global Look Press.

Джазмены реагировали на команду сыграть неожиданный аккорд быстрее "классических" пианистов.

Джазмены реагировали на команду сыграть неожиданный аккорд быстрее "классических" пианистов.
Иллюстрация MPI CBS.

В полной тишине музыканты повторяли движения руки, которую видели на экране.

В полной тишине музыканты повторяли движения руки, которую видели на экране.
Иллюстрация MPI CBS.

Работа мозга пианиста зависит от стиля исполняемой музыки.
Джазмены реагировали на команду сыграть неожиданный аккорд быстрее "классических" пианистов.
В полной тишине музыканты повторяли движения руки, которую видели на экране.
Почему музыкантам так сложно переключаться с джаза на классику и обратно? Новое исследование нейробиологов даёт ответ.

Новое исследование нейробиологов во главе с Даниэлой Саммлер (Daniela Sammler) раскрывает влияние стиля музыки на работу мозга исполнителя. В частности, оно даёт ответ, почему музыкантам так сложно переключаться между стилями.

Музыканты давно заметили, что очень сложно на одном и том же концерте играть классику и джаз. Работа учёных объясняет, в чём здесь дело.

Исследователи отобрали 30 профессиональных пианистов, половина из которых не менее двух лет специализируется на исполнении джаза, а другая половина – на классической музыке. Учёных интересовало, как музыканты разных стилей решают две извечные проблемы пианистов: какие клавиши нажимать ("что играть") и какими пальцами ("как играть").

Испытуемым показывали анимированную руку, которая воспроизводила последовательность фортепианных аккордов. При этом воображаемый пианист время от времени допускал огрехи двух видов: он нажимал не на те клавиши (ошибки в гармонии) и неудачно выбирал для этих действий пальцы (ошибки в аппликатуре).

Джазмены реагировали на команду сыграть неожиданный аккорд быстрее "классических" пианистов.

"Подопытный" должен был подражать этой руке, воспроизводя её игру на фортепиано. При этом энцефалограф регистрировал мозговую активность музыканта. Чтобы гарантировать, что фиксируется реакция на процесс игры, а не на музыку, которая при этом получается, эксперимент проводился в полной тишине (фортепиано не издавало звуков).

Исследование показало, что джазмены гораздо более сосредоточены на правильном выборе клавиш, а исполнители классической музыки – на аппликатуре.

В пресс-релизе исследования это объясняется следующим образом. Ключевой элемент джаза – импровизация, поэтому музыкант всегда готов сыграть свой собственный аккорд. Отсюда и концентрация на гармонии, то есть на выборе клавиш.

С другой стороны, редактирование на ходу произведений Бетховена или Шопена отнюдь не приветствуется. Поэтому исполнители классики сконцентрированы не на выборе аккордов, который задан раз и навсегда, а на безупречной технике исполнения, ключевой элемент которой – аппликатура.

В полной тишине музыканты повторяли движения руки, которую видели на экране.

Кроме собственно прямого результата исследование показывает, что при изучении работы мозга музыкантов (а скорее всего, и слушателей) нельзя ограничиваться одним стилем музыки, даже если он настолько прекрасен, как классическая музыка. "Магия звуков" разнообразна, и для проникновения в её тайны нужно всестороннее исследование.

К слову, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) неоднократно писали о связи музыки с процессами в мозге. Например, мы рассказывали, что магнитная стимуляция нейронов сказывается на музыкальных вкусах, сообщали о том, как игра на музыкальных инструментах меняет мозг и почему это искусство дарит нам удовольствие.