Он возвращается: в 2018 году к Земле приблизится "космический череп"

Художественное изображение "хэллоуинского" астероида 2015 TB145, напоминающего при определённом освещении человеческий череп.

Иллюстрация J. A. Penas/SINC.

Следующий год готовит нашей планете удивительные встречи. Например, с "хэллоуинским" астероидом, которые три года назад уже навещал окрестности Земли. Направив свои телескопы на него, астрономы обнаружили странную и даже пугающую вещь: объект при определённом освещении отчётливо напоминает… человеческий череп.

"Хэллоуинский" астероид 2015 TB145 в ноябре 2018 года снова приблизится к Земле, как это уже было однажды. Он "навестил" нас в 2015 году как раз в ночь Хэллоуина, тогда астрономы впервые смогли определить его характеристики.

Размер тёмного объекта составляет от 625 до 700 метров, а период вращения — около трёх часов. И самое интересное: при определённом освещении астероид напоминает человеческий череп.

31 октября 2015 года астероид пронёсся мимо Земли на расстоянии всего 486 тысячи километров (относительно близко), что всего в 1,3 раза превосходит расстояние от нашей планеты до Луны. Однако астрономы обнаружили объект несколькими днями ранее – 10 октября при помощи системы телескопов Pan-STARRS на Гавайях.

Разные команды астрономов "нацелили" свои инструменты прямо на астероид 2015 TB145, чтобы получше изучить космического гостя.

Из-за близости этого небольшого объекта учёные могли использовать различные методы наблюдений, говорит исследователь Пабло Сантос-Санс (Pablo Santos-Sanz) из Института астрофизики Андалусии. С одной стороны, они применили оптические телескопы из Об­сер­ва­то­рии Сьерра-Не­ва­да в Гранаде, Об­сер­ва­то­рии Калар-Альто в Альмерии и Обсерватории Ла-Хита в Толедо. С другой стороны, учёные проанализировали объект в средней инфракрасной области спектра, используя инструмент "Очень большого телескопа" в Чили.

"Наблюдения, собранные в Испании, помогли выяснить, что наиболее вероятный период вращения объекта составляет 2,94 часа. Другими словами, это приблизительная продолжительность его дня. Хотя мы не может исключать и другую возможность: 4,78 часов. Это ещё одно решение, которое согласуется с нашими оптическими данными", — говорит Сантос-Санс.

При помощи наблюдений в средней инфракрасной области спектра авторы работы обнаружили тепловое излучение объекта. Используя эту информацию и теплофизическую модель, специалисты распознали различные свойства астероида 2015 TB145.

Сантос-Санс упоминает некоторые из них: "Форма объекта является слегка сплющенным эллипсоидом, а ось вращения во время непосредственной близости примерно перпендикулярна Земле. Кроме того, тепловая инерция объекта (количество тепла, которое он сохраняет, и скорость, с которой он поглощает или передаёт тепло – прим. ред.) согласуется с таковыми характеристиками у астероидов аналогичного размера".

Отражательная способность, или альбедо, поверхности астероида составляет примерно 5-6 процентов (то есть объект отражает около 5-6 процентов солнечного света).

Во время следующего сближения астероида с Землёй (астрономы прогнозирует, что это произойдёт в ноябре 2018 года) учёные намерены получить больше данных об объекте. Хотя на этот раз "космический череп" не так близко приблизится к планете — примерно в 105 раз дальше среднего расстояния от Земли до Луны, говорят специалисты.

"Хотя такое сближение не будет столь выгодным, мы сможем получить новые данные, которые помогут улучшить наши знания об этом объекте и ему подобных", — отмечает Сантос-Санс.

По словам исследователя из Института внеземной физики общества Макса Планка и соавтора исследования Томаса Мюллера (Thomas G. Müller), следующая чуть более захватывающая встреча произойдёт примерно в день Хэллоуина в 2088 году, когда объект приблизится к Земле на дистанцию, равную 20 расстояниям от Земли до Луны.

По мнению астрофизиков, "хэллоуинский" астероид может быть потухшей кометой, потерявшей свои летучие соединения. В целом астероиды и кометы отличаются друг от друга (например, по своему составу), но порой различить их трудно.

Границы между ними становятся всё более размытыми. Во всяком случае и те, и другие были сформированы и стали свидетелями первых этапов жизни нашей Солнечной системы, которая родилась около 4,5 миллиарда лет назад. Именно по этой причине астрономам так интересны эти космические "гости".

Результаты исследования необычного и даже пугающего астероида представлены в научном издании Astronomy & Astrophysics.

К слову, ранее "Хаббл" обнаружил в Солнечной системе странный хвостатый астероид.