Исследователи "научили" мышей питаться жирной пищей и не толстеть

Учёные нашли способ предотвратить рост жировых клеток √ процесс, приводящий к набору веса и даже развитию ожирения.

Фото Washington University School of Medicine.

Мечта многих: наслаждаться едой, богатой высоким содержанием жира, и при этом не обзаводиться лишними килограммами и не увеличивать в добавок риск развития диабета. Исследователи из США смогли исполнить такое желание. Правда, есть один нюанс.

Мечта многих: наслаждаться едой, богатой высоким содержанием жира, и при этом не обзаводиться лишними килограммами и не увеличивать в добавок риск развития диабета. Подобные желания, к сожалению, для любителей фаст-фуда остаются пока несбыточными, а вот мышам повезло гораздо больше.

Так, специалисты медицинской школы Вашингтонского университета выяснили: активация особого сигнального пути в жировых клетках у грызунов позволет им питаться жирной пищей и оставаться стройными.

Иными словами, учёные нашли способ предотвратить увеличение размера жировых клеток – процесса, приводящего к набору веса и даже развитию ожирения.

Исследование, проводимое под руководством профессора ортопедической хирургии Фаньсиня Лун (Fanxin Long), фокусировалось на том, что учёные называют "сигнальный путь Hedgehog".

Не связанный никаким образом с его колючим тёзкой ("hedgehog" можно перевести как "ёжик"), этот сигнальный путь, являющийся ключевым регулятором развития животных, присутствует у всех билатерий (двусоторонне-симметричных животных).

Также было выяснено, что он играет роль в подавлении развития жировой ткани (проще говоря, жира).

Исследователи решили выяснить, влияет ли сигнальный путь Hedgehog на ожирение, вызванное неверным рационом питания. Лун и его исследовательская группа "спроектировала" мышей таким образом, что сигнальный путь Hedgehog в жировых клетках мог активироваться при поедании грызунами пищи с высоким содержанием жира.

В течение восьми недель контрольная группа мышей питалась подобным рационом. И, как и следовало ожидать, у них появилось ожирение. Однако мыши с активированным сигнальным путём Hedgehog не обзавелись лишним весом больше, чем другая контрольная группа животных. Последние питались традиционной пищей.

"Более того, когда мы проводили исследования метаболизма, выяснилось, что животные с активным сигнальным путём Hedgehog были не только более стройными, но и также обладали низким уровнем глюкозы в крови и были более чувствительны к инсулину", — говорит Лун.

Сохранение веса происходило за счёт активации сигнального пути, останавливающего существующие клетки от "увеличения в размерах".

"Увеличение жира в основном связано с увеличением размеров жировой клетки. Каждая жировая клетка становится крупнее, поэтому она может содержать в себе большие жировые капли. Мы набираем вес в основном из-за того, что жировые клетки увеличиваются, а не от того, что у нас становится больше самих жировых клеток", — поясняет Лун.

Если говорить о том, можно ли применить подобные выводы к людям, то Лун считает, что сделать это будет довольно трудно. И это несмотря на убеждение, что сигнальные пути работают аналогичным образом и у людей, и у мышей.

Тем не менее он надеется, что исследование поможет найти новые терапевтические цели для лечения ожирения. "Если мы сможем придумать стратегии, позволяющие нацеливаться на жировые клетки, то, я считаю, активация этого сигнального пути сможет быть эффективной при борьбе с ожирением", — заключает учёный.

Результаты исследования представлены в научном издании eLife.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали, что контролирующие аппетит клетки мозга могут помочь сбросить лишний вес, а регулярные инъекции особых наночастиц избавят от пивного живота.