Исследователи нашли способ выявить "невидимый" пластик, загрязняющий океан

Кусочки из полипропилена чаще всего попадались учёным.

Иллюстрация Global Look Press.

Новый метод позволит учёным составить точную и детализированную карту океанического мусора.

Фото University of Warwick.

Крошечные кусочки пластиковых отходов не так-то просто отличить от других обломков натурального происхождения, но новому методу это под силу.
Кусочки из полипропилена чаще всего попадались учёным.
Не секрет, что в океаны попадает огромное количество пластиковых отходов. О серьёзности загрязнения учёные говорили уже не раз, отмечая, что они даже до конца не представляют, насколько велика эта проблема. Ещё хуже дела обстоят с микропластиком, которого не так-то просто выявить. Но так было до недавнего времени.

Однако дело обстоит ещё более остро с микропластиком: он, по мнению многих экспертов, не только загрязняет Мировой океан, но и угрожает здоровью его обитателей.

Предыдущие исследования показали: 99 процентов подобных отходов, которые, как полагают учёные, в итоге попадают в океан, даже не могут быть обнаружены. Специалисты давно теряются в догадках, не понимая, куда пропадает пластиковый мусор из океана. Ранее ученые обнаружили, что загадочные существа отправляют его на глубину, но это открытие не приблизило их к разгадке.

В любом случае бесследно он исчезать не может: крошечные фрагменты либо слишком малы (и мы их просто не видим), либо они скрываются внутри пищеварительных систем морских существ. Между тем, для решения проблемы необходимо точно понимать, с каким именно количеством мы имеем дело.

Исследователи из Уорикского университета считают, что обнаружить мелкие кусочки микропластика (размером порядка 20 микрометров, что сравнимо с толщиной человеческого волоса) можно при помощи инновационного и недорого способа. Всё, что для этого нужно, — флуоресцентная краска.

Такая краска буквально "привязывается" к частицам, которые и нужно обнаружить, благодаря чему исследователи смогут заметить их при помощи флюоресцентного микроскопа.

Крошечные кусочки пластиковых отходов не так-то просто отличить от других обломков натурального происхождения, даже при помощи мощного микроскопа. Но новый метод способен на это. Иными словами, он не "засвечивает" природные материалы.

Для проверки работоспособности концепции специалисты собрали образцы поверхностных вод и пляжного песка у побережья недалеко от города Плимута (Великобритания). Затем они проанализировали микропластик, используя как традиционный метод, так и технологию окрашивания. Благодаря второму методу учёные обнаружили гораздо большее количество частиц микропластика.

Более того, учёные выявили гораздо большее количество пластика, чем они предполагали увидеть.

Исследователи также обнаружили, что самое большое количество крошечных фрагментов сделаны из полипропилена (распространённый полимер, использующийся в упаковках и пищевых контейнерах). Находка ещё раз показала, как наши потребительские привычки влияют на океан.

Новый метод "идентификации" позволит учёным составить точную и детализированную карту океанического мусора. Более того, возможно, именно этот способ поможет специалистам рано или поздно избавить мир от пластиковых отходов.

Авторы работы подчёркивают: их исследование бросает вызов существующему мнению, что крошечные микропластиковые частицы сами собой исчезают из поверхностных вод океана. Открытие ещё раз подчёркивает необходимость дальнейшего исследования реальной судьбы пластиковых отходов в океане.

Статья группы учёных Уорикского университета вышла в научном издании Environmental Science & Technology.