Геномный анализ помог отыскать среди медуз "видовых близнецов"

Hox-гены работают не только у билатериев, но и у радиально-симметричных животных.

Фото Jarek Tuszynski/Wikimedia Commons.

Сравнение медуз-близнецов: слева "морская крапива" (Chrysaora quinquecirrha), а справа "хризаора чесопикская" (Chrysaora chesapeakei).

Фото Shannon Howard, South Carolina Aquarium; Keith Bayha.

Почти 200 лет исследователи изучали медуз, известных как "морская крапива", и даже не подозревали, что некоторые особи вообще не относятся к этому виду. Оказалось, эти медузы имеют "близнецов" – родственный вид. И отличить один от другого можно лишь при помощи секвенирования генома.

Известная всем морским биологам и широко распространённая во всём мире медуза под названием хризаора пятищупальцевая (Chrysaora quinquecirrha, она же "морская крапива") преподнесла учёным сюрприз. Оказалось, что не все особи, которые считались представителями этого вида, на самом деле к нему относятся. Иными словами, хризаоры пятищипульцевые имеют "видовых близнецов". А отличить их друг от друга можно лишь при помощи геномного анализа.

Открытие сделала команда под руководством профессора Патрика Гаффни (Patrick Gaffney) из Делавэрского университета (США). Он изучал "морскую крапиву", обитающую в Чесапикском заливе, который вдаётся в материк Северная Америка со стороны Атлантического океана. Помимо восточного побережья США, хризаору часто можно встретить в водах Индийского и Тихого океанов.

Впервые исследователи описали этих медуз 175 лет назад (особенно отмечалась их жгучесть). С тех пор никому и в голову не приходило, что медузы, походящие под их описание, могут быть представителями другого вида.

"До того, как появились технологии секвенирования генома, учёные идентифицировали виды только по внешним признакам", — рассказывает Гаффни. Лишь изучив ДНК хризаор, профессор понял, что морские биологи десятки лет принимали один вид за другой.

Ошибка, впрочем, простительна, поскольку отличия между двумя видами не бросаются в глаза. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что "морская крапива" имеет примерно на 40% больше щупалец, чем её родственник (в среднем 40 и 24 щупальца соответственно). Кроме того, у C. quinquecirrha по сравнению с близнецом чуть больший по размеру "купол", а щупальца немного короче.

Профессор Гаффни рассказывает, что, когда он с коллегами заметил небольшое несоответствие, они занялись сбором образцов: для исследования были отобраны особи по всему миру. Кроме того, авторы более внимательно изучили внешний вид и ДНК музейных экспонатов.

Генетический анализ показал, что у некоторых медуз, который ранее отнесли бы к одному и тому же виду, есть не только внешние различия. Так биологи открыли новый вид, получивший название Chrysaora chesapeakei.

Вторая часть названия выбрана неслучайно: оказалось, что "морская крапива" обитает исключительно в океане, в то время как её близнец предпочитает менее солёные прибрежные воды и заливы. Отсюда и название – "хризаора чесопикская".

Коллеги Гаффни встретили открытие восторженно. По их словам, теперь стали понятны различия между медузами, которые ранее учёные не могли объяснить или просто принимали за морфологические особенности отдельных особей.

Более подробно об изучении медуз-близнецов рассказывается в статье, которая была опубликована в издании PeerJ.

Напомним о другом интересном исследовании с участием медуз: они помогли доказать, что отсутствие мозга не означает, что организму не нужен сон.