Успеваемость мальчиков в школах зависит от числа одноклассниц

Успеваемость в школах можно улучшить, если обращать внимание на соотношение полов при формировании классов.

Успеваемость в школах можно улучшить, если обращать внимание на соотношение полов при формировании классов.
Фото sobima/pixabay.com.

Если в классе 60% и более учащихся √ девочки, то успеваемость мальчиков заметно выше.

Если в классе 60% и более учащихся √ девочки, то успеваемость мальчиков заметно выше.
Иллюстрация Radboud University.

Успеваемость в школах можно улучшить, если обращать внимание на соотношение полов при формировании классов.
Если в классе 60% и более учащихся √ девочки, то успеваемость мальчиков заметно выше.
Социологи проанализировали показатели успеваемости учащихся в разных странах и выяснили одну интересную закономерность. Оказывается, чем больше девочек в классе, тем лучше учатся мальчики. А вот на успехах слабого пола число юношей почти не сказывается.

Какие факторы повышают успеваемость ребёнка в школе? Определённый набор генов, вес при рождении и, как ни странно, видеоигры. Такой список собрали исследователи за годы работы.

Но, оказывается, есть ещё одна важная деталь, а именно – одноклассники. Команда из Университета Неймегена (Нидерланды) выяснила, что успеваемость мальчиков в школе напрямую зависит от количества девочек в их классе.

В ходе изучения гендерного распределения в школах, социологи анализировали показатели различных тестов. В частности, в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений (PISA) 280 тысяч 15-летних учеников из 33 стран проходили тесты на скорость чтения (считается, что это ключевой навык, который играет важную роль в освоении других предметов). И оказалось, что этот показатель у мальчиков значительно выше в тех классах, где доля девочек была 60% и выше.

Авторы полагают, что соотношение мальчиков и девочек действительно сказывается на продуктивности обучения. Но как объяснить такую закономерность?

По словам психологов и социологов, всё дело в том, что мальчики более подвержены влиянию социальной среды, то есть окружения. Соавтор исследования Маргрит ван Хек (Margriet van Hek) отмечает, что именно противоположный пол влияет на мотивацию к успеху среди мальчиков. Как это ни парадоксально, но в присутствии девочек мальчики показывают более высокую концентрацию при выполнении задач (хотя на первый взгляд может показаться, что слабый пол, напротив, отвлекает их от обучения).

Если в классе 60% и более учащихся √ девочки, то успеваемость мальчиков заметно выше.

Если в классе 60% и более учащихся – девочки, то успеваемость мальчиков заметно выше.

Исследователи также подчёркивают, что юноши, как правило, чаще демонстрируют склонность к точным наукам, а вот с гуманитарными предметами дела обстоят хуже. В основном чтение и грамматика даются мальчикам сложнее, чем девочкам, однако последние и становятся мотивационным фактором.

"Низкая скорость чтения среди мальчиков на самом деле является серьёзной проблемой, но, к сожалению, она ещё недостаточно изучена. Наше исследование показывает, что школы могут улучшить ситуацию, обеспечив сбалансированное гендерное распределение среди учащихся", — заключает Маргрит ван Хек.

Любопытно, что успеваемость девочек, как выяснили авторы работы, не зависит от соотношения учеников в классах. Для них в большей степени играет социально-экономический уровень школы.

Кроме того, авторы принимали во внимание и множество других факторов, влияющих на успеваемость: состав семьи, поведение учащихся в социуме, а также особенности самой школы (государственная или частная, система оценок, квалификация учителей и так далее).

Полный текст исследования опубликован в специализированном издании School Effectiveness and School Improvement.

Добавим, что ранее специалисты связали уровень успеваемости ребёнка в школе с пигментом в сетчатке глаза.