Археологи раскрыли секрет производства неандертальского клея

Учёные обнаружили не менее трёх разных способов извлечения дёгтя из бересты.

Фото Global Look Press.

Фото Leiden University.

Неандертальцы, возможно, начали с простого метода, который требовал только огня и бересты, а затем открыли более сложный метод получения дёгтя.

Фото Paul Kozowyk.

Дёготь собирали в берестяных "контейнерах".

Фото Paul Kozowyk.

Максимальное количество дёгтя, получаемого в результате одного эксперимента, - 15,7 граммов.

Фото Paul Kozowyk.

Учёные обнаружили не менее трёх разных способов извлечения дёгтя из бересты.
Неандертальцы произвели первый клей ещё 200 тысяч лет назад.
Дёготь собирали в берестяных "контейнерах".
Очень часто археологи обнаруживали в местах стоянок неандертальцев кусочки дёгтя, благодаря которому древние люди скрепляли материалы и получали полноценный инструмент или даже оружие. Специалисты гадали, каким образом они смогли получить первый в мире клей? Немецкие учёные предложили сразу три способа.

Неандертальцы (Homo neanderthalensis) – ранние представители рода Homo – долгое время имели не самую лучшую репутацию, так что и слово "неандерталец" ассоциировалось чаще всего с невежеством. Однако учёные за последнее время не единожды находили доказательства того, что у них было довольно сложное общество, а сами они могли разжигать огонь и создавать инструменты, используемые и по сей день.

Более того, археологи неоднократно находили в местах стоянок неандертальцев в Германии кусочки дёгтя и липкий осадок на каменных орудиях труда. Только учёные никак не могли понять, как древние люди производили такую липкую субстанцию.

В новом же исследовании, опубликованном в научном издании Scientific Reports, не только поддерживается вывод о том, что неандертальцы могли первыми изобрести своеобразный клей, но также объясняется, как они, скорее всего, совершили такой подвиг.

"На данный момент древнейшие "улики" указывают на то, что неандертальцы изобрели клей в Европе по крайней мере 200 тысяч лет назад", — говорит ведущий автор исследования Пол Козовик (Paul Kozowyk) из Лейденского университета.

Производство и использование клея имело решающее значения для "насаживания" (hafting) – процесса прикрепления каменного или костяного изделия к рукоятке, чтобы создать полноценный инструмент или оружие.

Неандертальцы произвели первый клей ещё 200 тысяч лет назад.

Так, копьё неандертальца состоит в основном из двух частей – куска кремня и палки. Но существует один аспект, который долгое время озадачивал археологов: каким образом, древние люди производили клей, скрепляющий оба предмета?

Было известно, что неандертальцы использовали дёготь, получаемый, например, из берёзовой бересты. Но каким образом они его получали? Исследователи полагали, что подобное вещество получить не так-то просто, особенно неандертальцам.

Козовик и его коллеги показали, что это предположение необоснованно. Они обнаружили три различных способа получения дёгтя из бересты. Более того, они провели ряд экспериментов, используя материалы и процессы, которыми вполне могли пользоваться неандертальцы.

Самый простой способ требует наличия коры берёзы и открытого огня (его, как стало известно благодаря прошлым исследованиям, неандертальцы добывали при помощи химических знаний). Именно это позволило неандертальцам производить первый клей ещё 200 тысячи лет назад.

Сам способ называется "пепельный бугорок": янтарь и немного золы клали на кусок бересты, который обвязывали свежим древесным волокном. Исследователи говорят, что тут главное – соблюдать осторожность, чтобы сбалансировать соотношение между углями и золой, которая помогает удерживать кислород и способствует производству дёгтя. Последний впоследствии можно соскрести с боков куска бересты.

Второй метод требовал расположения горячих углей прямо поверх куска рулона из бересты. Последнюю клали поверх небольшой ямы, в которой и производился дёготь.

Третий метод был самым сложным. Нужно было поместить в яму своего рода сосуд, сделанный из бересты. Затем яму покрывали своеобразной крышей из веток, и на неё клали ещё один рулон из бересты. Далее бересту покрывали мусором с земли и зажигали огонь поверх всего этого холма. Метод требовал много древесины, времени и, по всей видимости, терпения, но он помогал произвести наибольшее количество дёгтя.

Максимальное количество дёгтя, получаемого в результате одного эксперимента, – 15,7 граммов.

Максимальное количество дёгтя, получаемого в результате одного эксперимента, — 15,7 граммов.

Козовик и его коллеги показали, что неандертальцы открыли производство дёгтя, объединив накопленные знания и материалы. H. neanderthalensis, возможно, начинали с самого простого метода, а позже использовали более сложные способы, помогающие получить большее количество дёгтя.