Планеты у близкой к Солнцу звезды оказались похожими на Землю

Обнаруженные планеты размерами близки к Земле.

Иллюстрация Luciano Mendez/ Wikimedia Commons/

Четыре планеты, обнаруженные вокруг Тау Кита (сверху), и планеты нашей Солнечной системы (снизу).

Иллюстрация Fabo Feng.

Тау Кита – это ближайшая к нам звезда того же класса, что и Солнце. Расстояние до неё составляет всего 12 световых лет. Уже несколько десятилетий она будоражит воображение мечтателей: кто знает, может быть, там есть планеты, и даже братья по разуму? Вспомним, например, шутливую песенку Высоцкого "В далёком созвездии Тау Кита". Сигналы "таукитян" ещё в 1960 году пытался поймать английский радиоастроном Фрэнк Дрейк (Frank Drake).

Несколько лет назад учёные выяснили, что планеты у Тау Кита действительно есть. Тогда они затруднялись назвать их точное количество, предупреждая к тому же, что данные требуют серьёзной проверки. Недавно международная команда исследователей – Фабо Фэн (Fabo Feng), Микко Туоми (Mikko Tuomi) и другие – изучила систему ещё раз, применив новейшие методы обработки данных.

Отметим, что существует больше десятка способов поиска планет у других звёзд (экзопланет). Один из самых эффективных – это метод лучевых скоростей. Дело в том, что привычная картина "звезда стоит на месте, а планета вращается вокруг неё" не совсем верна. Звезда тоже участвует в движении, чуть-чуть "пританцовывая" вокруг своего положения равновесия. Если скорость таких колебаний достаточно велика, астрономы могут заметить этот орбитальный танец, анализируя испущенный звездой свет.

Сегодня технологии позволяют наблюдать скорости до 30 сантиметров в секунду. Это уже близко к пределу, который позволил бы обнаружить Землю – 10 сантиметров в секунду. Но и нынешние значения – очень серьёзный результат, требующий, правда, исключения множества помех (например, нестабильности поведения поверхности звезды). Именно более совершенные алгоритмы обработки данных и позволили учёным уточнить информацию о системе Тау Кита.

Теперь в ней насчитали четыре планеты, имеющие массу до 1,7 массы Земли. Это одни из самых маленьких планет, найденных у солнцеподобных звёзд – миры такого размера обнаруживать очень трудно. Две из них находятся в зоне обитаемости своего светила, то есть на них возможно существование воды в жидком виде.

Иллюстрация Fabo Feng.

Также исследователи сделали вывод, что данные, якобы указывающие на существование ещё двух планет, оказались ложным сигналом.

Результаты работы пока ещё проверяются сторонними экспертами и опубликованы на сайте препринтов arXiv.org.

Добавим, что на сегодняшний день известно более трёх с половиной тысяч планет у других звёзд. Свежую информацию всегда можно найти в онлайн-каталоге экзопланет, расположенном по этой ссылке.

К слову, ранее мы рассказывали об экзопланете, на которой идут рубиновые дожди и сапфировые вихри, а также о землеподобной планете, похожей на Татуин из эпопеи "Звёздные войны".