Употребление меньшего количества калорий улучшает обучаемость

Фотография Global Look Press.

Как улучшить способность к обучению? Необходимо меньше есть, выяснили учёные. Однако дело не только в ограничении калорий.

Как улучшить способность к обучению? Необходимо меньше есть, выяснили учёные, правда, только в экспериментах на червях. В целом в более ранних исследованиях уже выявлялись преимущества ограничения калорий для увеличения продолжительности жизни мух, мышей и обезьян. Теперь же Кавех Ашрафи (Kaveh Ashrafi) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско выяснил, что ограничение калорий может также улучшить работу мозга.

Исследовательская группа под руководством Ашрафи научила червей-нематод Caenorhabditis elegans ассоциировать запах бутанона с пищевым вознаграждением. Количественное соотношение червей, которые передвигались из центра круга, где они находились, в пахнущую этим химическим веществом сторону (а не в противоположную сторону, пахнущую спиртом), показывало, насколько хорошо существа усваивали урок.

Всего было несколько групп червей: первые питались без ограничений, вторых не кормили на протяжении одного часа до эксперимента, а третьи находились на диете с низким содержанием калорий.

Оказалось, что в третьей группе (употреблявшей половину "нормального" количества калорий), число червей, которые двигались в сторону бутанона, было в два больше, чем у нематод из первой группы. Такое же соотношение с "обжорами" было и у червей из второй группы. Исследователи предполагают, что низкокалорийная диета и краткосрочное голодание одинаково влияют на организм.

Употребление меньшего количества калорий может способствовать уменьшению в организме химического вещества, называемого кунуреновая кислота, что в свою очередь, активирует нейроны, участвующие в обучении. Когда специалисты уменьшали кунуреновую кислоту в организме животных, то обучаемость червей заметно улучшалась даже без ограничения калорий.

По словам Ашрафи, похожие признаки такого же феномена были замечены и у млекопитающих. Исследование 2008 года показало, что люди в возрасте около 60 лет, которые сокращали употребление калорий примерно на 30 процентов, лучше запоминали списки слов.

По мнению Девина Валя (Devin Wahl) из Сиднейского университета, в этом есть эволюционный смысл. "Ваш мозг должен усиленно работать, когда вы охотитесь на добычу, поскольку пытаетесь обойти конкурента. А после сытной еды вы хотите спать", — говорит он.

Тем не менее сильный голод, выяснили учёные, ухудшает когнитивные способности. Возможно, причина в том, что это заставляет нам озаботиться мыслями о еде.

Результаты исследования опубликованы в научном издании PLoS Biology.