Волосы используют химический "язык" для координации роста друг друга

Исследователи выяснили, как волосы "общаются" между собой и регулируют собственный рост.

Фото Global Look Press.

Волосы по всему телу используют особый химический "язык", чтобы сообщать друг другу, когда будут расти. Это открытие американских исследователей может помочь учёным лучше понять причины облысения и, возможно, даже создать средство, помогающее избежать неприятной потери.

Волосы по всему телу используют два химических сигнальных пути для того, чтобы общаться друг с другом. Это открытие, сделанное недавно учёными из США, может помочь исследователям лучше понять причины облысения и, возможно, создать средство, помогающее этого избежать.

Специалисты отмечают, что волосы не растут регулярно: каждый волосяной фолликул проходит через определённый цикл (период роста, переход от одной стадии к другой период покоя). Так, предыдущие научные работы показали, что два химических сигнальных пути (их называют Wnt и BMP) играют важнейшую роль в регулировании роста волосков на спинах мышей.

Теперь же Максим Пликус (Maksim Plikus) и его исследовательская группа из Калифорнийского университета в Ирвайне использовала математическое моделирование. Цель – увидеть, играют ли такую же роль сигнальные пути Wnt и BMP по всему телу. Как оказалось, "волны" этих сигнальных путей могут точно раскрыть циклы роста всех волосков на теле мышей.

Это говорит о том, что волосы по всему телу используют один и тот же химический "язык" для координации роста друг друга. Сигналы, распространяющиеся по Wnt от одного волоса к другому, активизируют рост фолликул, а последующие сигналы BMP, которые "выключают" работы стволовых клеток в этих фолликулах, останавливают рост.

"Можно представить этот процесс как выполнение некого упражнения в лёгкой атлетике: люди бегут и передают эстафету, — поясняет Пликус. – Один бегун является активным волосяным фолликулом, он же передаёт активизирующий сигнал другому волосяному фолликуле".

Разрушение этого комплекса сигналов может раскрыть причины нарушения роста волос у людей, а также понять, как решить эту проблему.

Исследователям впервые удалось создать модель многих волосяных фолликул, которая точно предсказывала динамику роста волос по всему телу мышей. Учёные, основываясь на своей модели Wnt и BMP на небольшом участке, расширили её так, чтобы она охватывала всё тело грызунов. Модель смогла спрогнозировать определённые закономерности роста, которые затем учёные смогли идентифицировать у реальных мышей.

Исследователи надеются, что их работа поможет решить проблемы облысения, так и излишнего роста волос.

"Теперь у нас есть "дорожная карта" по оптимизации уровней содержания веществ, активирующих и подавляющих рост, с целью получения желаемого результата по росту волос", — заключает Пликус.

Научная работа опубликована в научном издании eLife.

Добавим, что ранее генетики выяснили необычный факт: облысение мужчины "наследуют" от своих матерей. Специалисты считают, что справиться с этой проблемой в будущем способны столовые клетки и трёхмерная печать.