Психологи выяснили, какие книги помогут дошкольникам лучше запоминать слова

Каждый разворот детский книги должен содержать только одну иллюстрацию, чтобы дети смогли эффективно запомнить новое слово.

Каждый разворот детский книги должен содержать только одну иллюстрацию, чтобы дети смогли эффективно запомнить новое слово.
Иллюстрация Global Look Press.

Исследователи выяснили, что именно поможет маленькому ребёнку запоминать новые слова при чтении иллюстрированных книг. Оказывается, что выводы сильно отличаются от распространённого мнения. Более того, эксперты дали советы о том, как помочь детям пополнить словарный запас.

Меньше значит больше, говорят учёные, когда дело касается обучения детей новым словам благодаря иллюстрированным книжкам. Оказывается, что дошкольники лучше запоминают новые слова при чтении книжек с небольшим количеством картинок, вопреки распространённому мнению. Об этом сообщают исследователи из Сассекского университета.

Как правило, издательства выпускают красочные учебники, чтобы привлечь потенциальных покупателей. Однако психологи показали, что наличие более чем одной иллюстрации на странице в результате лишь снижает способность дошкольников запоминать новые слова.

Один из авторов исследовательской работы Зоя Флек (Zoe Flack) говорит: "К счастью, дети любят слушать истории, а взрослые не прочь их прочитать. Но слишком маленькие дети, которые пока ещё не могут самостоятельно прочитать книгу, часто не знают, куда смотреть, потому что они не следят глазами по тексу. Это сказывается на том, как хорошо они узнают новые слова из услышанного".

Так, специалисты читали сборники рассказов детям в возрасте трёх лет. Одни читали книгу с маленьким количеством иллюстраций (например, на правой странице было что-то изображено, а на левой присутствовал лишь текст). Другие читали книгу, проиллюстрированную на каждой странице. Отмечается, что все картинки давали ребёнку представление о новых объектах, речь о которых и шла в повествовании.

Оказалось, что дети, которым читала первая группа исследователей, запомнили в два раза больше слов, чем дошкольники, которым читали книги с большим количеством иллюстраций.

В последующих экспериментах специалисты добавляли простой ручной жест, чтобы подсказывать детям, на какие именно иллюстрации нужно смотреть. Они делали это ещё до того, как прочитывали страницу книги. Выяснилось, что этот простой знак является эффективным средством, помогающим дошкольникам выучивать новые слова даже, если разворот книги содержал сразу две картинки.

По мнению Флек, это говорит о том, что специалисты, направляющие внимание детей на правильную картинку, помогали им сосредотачиваться на нужных иллюстрациях, а это, в свою очередь, способствовало тому, что они концентрировались на новых словах.

"Результаты нашего исследования хорошо вписываются в теорию когнитивного развития, которая предполагает, что скорость обучения зависит от того, насколько сложной является задача. В данном случае, давая детям чуть меньше информации за один раз или фокусируя их на правильной информации, мы помогли выучить гораздо больше слов", — говорит исследователь.

Выводы исследования, по мнению авторов работы, помогут в разработке обучающих материалов для детей, а также подскажут родителям и воспитателям в детских садах, как улучшить их методику обучения дошкольников новым словам.

Результаты исследования и рекомендации по улучшению навыков запоминания новых слов опубликованы в научном издании Infant and Child Development. Также исследователи рассказывали о том, как подтолкнуть детей к чтению книг, и давали советы, как воспитать гения.