Уникальную экосистему реки Мара ежегодно питают тысячи утонувших гну

Тысячи гну ежегодно тонут в ходе массовых миграций, подпитывая экосистему реки Мара.

Фото Amanda Subalusky.

Фото Chris Dutton.

Ведущий автор исследования Аманда Сабаласки (Amanda Subalusky) в ходе работ на реке Мара.

Фото Chris Dutton.

За время миграций гну приходится форсировать реку Мара по несколько раз.
Природа не привыкла разбрасываться ресурсами. Познавая её стратегии, учёные оценили, насколько большой вклад для выживания уникальной экосистемы реки Мара вносит ежегодное массовое утопление антилоп гну во время миграций.

Одна из главных достопримечательностей дикой природы Африки – это ежегодные миграции гну, когда сотни тысяч животных с грохотом проносятся через национальный парк Серегетти в поисках новых пастбищ. Но этот путь преграждает река Мара, и далеко не всем антилопам удаётся успешно её форсировать.

Массовая паника и давка из-за нападения крокодилов или слишком крутой берег, подъём на который снова провоцирует давку, – это обычные явления, которые приводят к гибели большого количества животных. Ежегодно на этой водной преграде тонут тысячи гну. Без сомнения, столь массовое попадание туш в воду оказывает огромное влияние на экосистему реки в целом.

Оценить этот эффект впервые взялась команда исследователей во главе с Амандой Сабаласки (Amanda Subalusky) из Института экосистемных исследований Кэри (Cary Institute of Ecosystem Studies). На протяжении пяти лет учёные вели полевые наблюдения за антилопами. Кроме этого были проанализированы данные из отчётов других исследователей за более ранний период. В итоге учёные выяснили, что за 13 лет (в период с 2001 по 2015 год) в среднем ежегодно в реке Мара тонуло порядка 6200 гну, что составляет около 1100 тонн биомассы.

Для определения комплексного влияния на экосистему реки учёные оценивали скопления туш, которые организуются по всему течению Мары. Их интересовал полный набор потребителей мягких тканей, а также дальнейшее следование питательных веществ по пищевым цепям. Кроме того, были проанализированы компоненты, которые образуются в ходе длительного процесса разложения костей.

"Чтобы лучше понимать ситуацию, можно представить себе, что ежегодно в реке оказывается десять туш взрослых синих китов, — рассказывает один из соавторов исследования Эмма Роси (Emma Rosi). – Столь резкое вливание обеспечивает пищевые цепи реки запасом наземного азота, фосфора и углерода на годы вперёд".

Согласно статье, опубликованной авторами работы в журнале PNAS, пока туши гну находятся в реке, они составляют 34-50% рациона основных видов плотоядных рыб, а когда мягкие ткани уже разложились, то биоплёнки, образующиеся на костях, составляют 7-24% диеты ещё трёх видов распространённых рыб. При этом 6-9% мягких тканей поглощают птицы-падальщики, такие как марабу, африканский гриф, бурый стервятник и африканский сип. На удивление, оценка показала, что крокодилы поглощают только 2% от буквально свалившейся на их голову биомассы, что исследователи связывают с низкой скоростью обмена веществ у этих рептилий.

За время миграций гну приходится форсировать реку Мара по несколько раз.

В ходе работ удалось выяснить, что мягкие ткани антилоп разлагаются от двух до десяти недель, а их кости поставляют в экосистему фосфор и другие ценные вещества на протяжении ещё семи лет.

Миграции гну в Серегетти на сегодняшний день являются самыми многочисленными сухопутными миграциями в мире. К сожалению, многие мигрирующие виды крупных животных, такие как бизоны, квагги, газели, либо истреблены, либо находятся на грани вымирания. Поэтому экосистема реки Мара уникальна и представляет собой ценнейший объект для изучения.

Новые данные доказывают, что гну участвуют в жизни своего региона не только, поглощая 4,5 тысячи тонн травы ежегодно и одаривая его ценнейшими запасами навоза. Влияние этих животных на экосистему гораздо более обширно. Сложно представить себе, во что может превратиться эта богатейшая территория, если по какой-либо причине произойдёт резкое сокращение численности популяций гну.