Горячее большинства звёзд: астрономы открыли самую раскалённую экзопланету

Художественное изображение звезды KELT-9 и её планеты.

Иллюстрация Robert Hurt / NASA/JPL-Caltech.

Астрономы обнаружили планету, которая раскалена до такой степени, что горячее поверхности многих звёзд.

Иллюстрация Robert Hurt, NASA/JPL-Caltech.

Художественное изображение звезды KELT-9 и её планеты.
Представьте планету, похожую на Юпитер, но проносящуюся вокруг своей родительской звезды примерно каждые полтора земных дня. Температура "солнечной" стороны этого мира достигает невероятных значений – она раскалена до такой степени, что горячее поверхности многих и многих звёзд.

Представьте планету, похожую на Юпитер, но проносящуюся вокруг своей родительской звезды примерно каждые полтора земных дня. При этом температура "солнечной" стороны этого мира достигает невероятных значений – она раскалена до такой степени, что горячее поверхности многих и многих звёзд. Более того, у такой планеты даже присутствует гигантский газовый светящийся хвост, как у кометы.

Именно такой объект, вращающийся вокруг массивной звезды KELT-9, обнаружила международная исследовательская группа, возглавляемая астрономами из университета штата Огайо и университета Вандербильта. Новая планета "пронумерована" как KELT-9b, её родительская звезда находится на расстоянии примерно в 650 световых годах от Земли, в созвездии Лебедя.

Планета расположена необычно близко к светилу – год на ней длится около полутора земных дней, благодаря чему на её поверхности царят экстремально высокие температуры и крайне необычные атмосферные условия.

Например, "солнечная" сторона планеты разогрета до температуры 4326 градусов Цельсия (её пик), что всего примерно на тысячу градусов меньше температуры Солнца. Ультрафиолетовое излучение звезды настолько "зверское", что планета буквально испаряется, в результате чего создаётся светящийся газовый хвост.

У сверхобогретой планеты также имеются и другие необычные особенности. Так, газовый гигант в 2,8 раза массивнее Юпитера, но в два раза менее плотный, поскольку экстремальное излучение родительской звезды заставило его атмосферу раздуться, как воздушный шар.

В прошлом она могла быть гораздо тяжелее, так как сегодня KELT-9b "худеет" примерно на десять миллионов тонн каждую секунду, сообщает РИА Новости.

Астрономы отмечают, что дневная сторона планеты постоянно бомбардируется звёздным излучением и, как результат, она является настолько горячей, что молекулы воды, углекислого газа и метана просто не могут сформироваться в таких условиях.

По мнению профессора астрономии университета штата Огайо и ведущего автора статьи Скотта Гауди (Scott Gaudi), атмосфера этой планеты наверняка очень отличается от тех, которые они когда-либо изучали, из-за невероятно высокой температуры дневной стороны объекта.

Причина, по которой экзопланета настолько горячая, заключается в том, что её родительская звезда более чем в два раза больше и почти в два раза горячее Солнца. "Звезда KELT-9 вырабатывает так много ультрафиолета, что в конечном итоге она полностью испарит планету. Или же, если внутри KELT-9b есть каменистое ядро, как считают некоторые наши коллеги, то тогда планета полностью "выкипит", и от неё останется только небольшое тело размером с Меркурий", — говорит Кейван Стэссан (Keivan Stassun) из университета Вандербильта.

По мнению астрономов, эта планета, если её не успеет уничтожить радиация звезды, погибнет, когда KELT-9 станет превращаться в красного гиганта и "раздуется".

Результаты исследования астрономы опубликовали в научном издании Nature. Также они представили свои данные на весеннем заседании американского астрономического общества в Остине, штат Техас (American Astronomical Society).

Напомним, что не так давно астрономы открыли гигантскую "пенопластовую" экзопланету. Также учёных удивила планета, на которой сразу три заката и восхода. Тем временем звёзды, пожирающие планеты, помогут учёные найти обитаемые миры.