Зуб трицератопса может объединить Северную Америку

Впервые зуб цератопсида, предположительно, трицератопса, был обнаружен в восточной части Северной Америки.

Фото George Phillips, MDWFP Museum of Natural Science.

Характерные особенности найденного зуба позволяют отнести его к нижней челюсти цератопсида с очень большой долей вероятности.

Фото Jeremy Copley, MDWFP Museum of Natural Science.

В палеонтологической практике даже единичная кость может дать массу ценной информации. Так, всего один зуб трицератопса из восточной части Северной Америки требует пересмотра истории формирования континента.

Известно, что в позднем меловом периоде примерно от 99 до 66 миллионов лет назад, территория Северной Америки была разделена Западным внутренним морем на две части. Оно протягивалось от Мексиканского залива до Северного Ледовитого океана. Это означает, что животные того времени должны были эволюционировать на западной и восточной территориях независимо, не имея возможности пересекаться. На сегодняшний день остаётся неясным, когда же между этими частями суши снова появился перешеек.

Палеонтологическая летопись сохранила свидетельства того, как огромные стада динозавров бродили вдоль западного берега моря. Судя по предыдущим находкам, считались запертыми в этой части континента и рогатые исполины цератопсиды, к которым относится, например, широко известный трицератопс. По крайней мере, так считалось ранее.

Но, как это уже не раз бывало, новая находка грозится внести существенные коррективы в сложившиеся представления. Переполох вызвал зуб, который по характерной форме корня специалисты отнесли как раз к цератопсидам. И обнаружен он был куратором палеонтологии Департамента дикой природы, рыболовства и парков штата Миссисипи Джорджем Филлипсом (George Phillips) в восточной части Северной Америки, как раз на территории современного штата Миссисипи.

Статья с описанием находки и рассуждениями специалистов была опубликована в журнале PeerJ. Зуб, который относился к нижней челюсти динозавра, был обнаружен в формации Совиный ручей (Owl Creek).

Уникальность образца заключается в том, что ранее кости цератопсид позднего мелового периода находили только в западной части Северной Америки и в Азии. И хотя в восточной части североамериканского континента были обнаружены фрагменты скелетов некоторых рогатых динозавров, все они относились к более примитивным видам, обитавшим, скорее всего, ещё до рассечения этой части суши водой.

"Форма этого зуба с характерным корнем является абсолютно уникальной среди динозавров, — рассказывает один из соавторов исследования Эндрю Фарк (Andrew Farke). – У нас есть только один ископаемый образец, но этого более, чем достаточно, чтобы показать, что его хозяин был животным, очень похожим на трицератопса, или даже сам трицератос".

Проблема в том, что из-за отсутствия образцов горных пород и окаменелостей, учёные не могут быть уверены в том, что животные смогли перемещаться с востока на запад и обратно только, когда водная преграда отступила. Зуб трицератопса говорит о том, что такие миграции, вероятно, имели место ещё до массового вымирания 66 миллионов лет назад. Сам же образец датируется между 68 и 66 миллионами лет назад.

"Наша находка шокирует, потому что окаменелости цератопсид никогда ранее не были обнаружены в восточной части Северной Америки, — подводит итоги Филлипс в пресс-релизе исследования. – Это, конечно, самое важное открытие, имеющее отношение к ископаемым позвоночным, которое я когда-либо делал".

О других интересных находках, связанных с новыми и уже известными ископаемыми видами, можно узнать из материалов специального раздела "Вести.Наука".