Раскрыта причина облысения и появления седины

Результаты работы могут привести в будущем к созданию новых способов лечения облысения и предотвращения возникновения седины.

Фото kaicho20/pixabay.com.

Американские исследователи, изучая возникновение опухолей, неожиданно нашли причину появления седины и выпадения волос. Как оказалось, эти механизмы связаны с определёнными белками. И если найти способ их контролировать, возможно, в будущем нам не придётся тратиться на краску для волос и парики.

Борьба с признаками старения – одна из главных тем как для учёных, так и для индустрии красоты. Заметая следы возрастных изменений, многие прибегают к кремам для омоложения кожи и краскам для волос, диетам и спорту. Однако учёные уверены, что важнее найти причину изменений в организме, чем пытаться их скрыть.

В ходе новой работы специалисты из Юго-западного медицинского центра университета Техаса обнаружили механизм, который лежит в основе облысения и появления седины. Эти проблемы сегодня волнуют многих, и потому привлекают внимание исследователей. Так, недавно генетики заявили, что облысение мужчины "наследуют" от своих матерей. Также было высказано предположение, что причиной патологического выпадения волос могут быть клетки, которые перепутали свои функции.

Любопытно, что новое исследование изначально ставило перед собой другие задачи. "Несмотря на то, что этот проект был начат с целью понять, как формируются определённые виды опухолей, мы выяснили, почему волосы становятся седыми, а также обнаружили "личность" клетки, которые непосредственно связаны с появлением (и, соответственно, потерей – прим.ред.) волос", — рассказал соавтор работы Лу Ле (Lu Le).

Команда изучала генетическое заболевание, предрасполагающее к возникновению опухолей, – нейрофиброматоз первого типа. В частности, они обратили внимание на белок KROX20, который связан с развитием нервов. Оказалось, что этот же белок непосредственно связан и с ростом волос.

Поясним, что в росте волос участвуют стволовые клетки кожи, содержащиеся в выпуклости на дне волосяных фолликулов. В состав этих клеток входит белок KROX20. Он, в свою очередь, заставляет клетки продуцировать другой белок, известный как фактор стволовых клеток (Stem cell factor, SCF). Эти пептидные информационные молекулы отвечают за пигментацию волос.

Когда учёные в ходе экспериментов с мышами удаляли клетки, производящие KROX20, животные становились лысыми – их шерсть просто переставала расти. Когда же команда удаляла молекулы SCF, при наличии KROX20 волосы у грызунов продолжали расти, но становились абсолютно седыми.

Поскольку человеческий организм имеет много биологических сходств с мышиным, логично предположить, что то же самое характерно и для наших волос. Исследователи намерены подтвердить эту теорию тестами с людьми.

Как отмечают авторы, результаты работы могут привести в будущем к созданию новых способов лечения облысения и предотвращения возникновения седины. Возможно, им удастся разработать способ доставки необходимых молекул в волосяные фолликулы, чтобы исправить "косметические проблемы", заключает Ле.

Исследование также может дать ответы о том, почему мы стареем вообще, поскольку седина и выпадение волос являются одними из первых признаков старения.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Genes & Development и доступна в PDF-формате.

Кстати, ранее были обнаружены гены, отвечающие за появление "моноброви" и седины. Кроме того, оказалось, что седые мужчины чаще страдают от проблем с сердцем, а побороть облысение можно при помощи стволовых клеток.