Вокруг землеподобной экзопланеты впервые обнаружена атмосфера

Художественное изображение звезды GJ 1132 и её планеты.

Иллюстрация Max Planck Society.

Вокруг экзопланеты GJ 1132b - суперземли малой массы, впервые обнаружена атмосфера. Скорее всего, она состоит в основном из воды и метана. Открытие может стать важным шагом в поисках жизни на экзопланетах.

Экзопланета GJ 1132b вращается вокруг красного карлика Глизе 1132 на расстоянии около 39 световых лет от Земли в созвездии Парусов.

Согласно новым данным, опубликованным в журнале The Astronomical Journal, её радиус составляет примерно 1,4 земных, а масса в 1,6 раз больше нашей планеты. При обнаружении в 2015 году учёные решили, что этот мир очень похож на Венеру, поскольку он представлялся скалистой планетой с очень высокой температурой поверхности. Теперь команда исследователей во главе с Джоном Саутвортом (John Southworth) из Килского университета уверена в том, что и GJ 1132b, и Венера могут иметь довольно плотную атмосферу, хотя и с разным составом.

В своей работе астрономы использовали детектор гамма- и близкого инфракрасного послесвечения гамма-вспышек GROND, установленный на 2,2 метровом наземном телескопе Европейской южной обсерватории (ESO/MPG) в Чили. Оборудование позволило наблюдать экзопланету одновременно в семи разных диапазонах длин волн. GJ 1132b изучается транзитным способом, то есть данные о ней можно получить с Земли каждые 1,6 дня, когда она проходит перед своей звездой.

Объекты, подобные GJ 1132b, довольно хорошо изучены, насколько это возможно с использованием современных методов наблюдения и построения моделей. И в отличие от других таких экзопланет, учёные обнаружили, что в одном из инфракрасных диапазонов размер нашего объекта больше, чем в других. Именно это измерение и говорит о наличии атмосферы, которая не пропускает сквозь себя световые волны определённой длины.

Когда открытие было сделано, часть команды из Кембриджского университета и Института Макса Планка приступила к компьютерному моделированию возможного состава атмосферы. Учёные сделали вывод, что, скорее всего, она содержит большое количество воды и метана.

Важный показатель возможности наличия жизни на экзопланетах – это определённый состав их атмосферы, который можно объяснить только участием в её формировании живых организмов. В случае Земли – это высокое содержание кислорода. Тем не менее с землеподобными экзопланетами астрономы крайне осторожны в выводах. Имеющихся данных всё равно недостаточно, чтобы уверенно сказать, насколько похожа или не похожа GJ 1132b на Землю. Пока одна из основных версий описания планеты – это "водный мир" с атмосферой из горячего пара.

Осторожность в выводах о возможном наличии жизни диктуется также природой самих красных карликов. Они чрезвычайно активны и одним прямым попаданием вспышки запросто могу сдуть атмосферу с близлежащих планет в открытый космос.

Наличие атмосферы у GJ 1132b – это обнадёживающий контрпример обычному положению вещей. Ей удалось просуществовать как минимум миллиард лет, то есть достаточно долго, чтобы обнаружить её с Земли.

Как сообщается в пресс-релизе открытия, одним из его результатов стало то, что наблюдение за экзопланетой будет одной из приоритетных задач и для других мощных инструментов наблюдения за космосом, в частности, космического телескопа "Хаббл", Очень большого телескопа ESO и только готовящегося к запуску в 2018 году телескопа Джеймс Уэбб.