"Молодые фекалии" увеличили продолжительность жизни рыб

У рыбки Нотобранх Фурцера довольно недолгая жизнь, но кишечные микроорганизмы молодых рыб помогли её немного продлить.

Фото Frank Vinken/Max Planck Society.

Исследователи уже давно обратили внимание на загадочный мир кишечных бактерий. Например, оказалось, что они могут помочь младенцам побороть последствия истощения. Новые же исследования указывают на ещё одно возможное действие кишечной микробиоты – "сдерживание" старения.

Исследователи уже давно обратили пристальное внимание на загадочный мир кишечных бактерий. Так, оказалось, что они могут помочь младенцам побороть последствия истощения и даже уменьшать симптомы аутизма у мышей. Новое же исследование, проведённое на рыбках Нотобранх Фурцера (Nothobranchius furzeri), указывает на ещё одно возможное действие кишечной микробиоты – "сдерживание" старения.

В нескольких научных работах уже были обнаружены интересные взаимосвязи между старением и микробиотой кишечника. Специалисты нашли свидетельства возрастных изменений в сообществе бактерий молодых и старых грызунов (подобные результаты позже были подтверждены и у людей). Похоже, действительно становится очевидным тот факт, что по мере старения организма уменьшается разнообразие бактерий в нашем кишечнике.

Генетик Дарио Веленцано (Dario Velenzano) из Института Макса Планка захотел узнать, способна ли фекальная трансплантация изменить продолжительность жизни животных. Выбор исследователей пал на рыбку Нотобранх Фурцера, поскольку она обладает одной из самых коротких продолжительностей жизни среди модельных организмов. Кроме того, её микробиота невероятно сложна. Всё это позволило Веленцано достаточно легко идентифицировать любой эффект от процедуры, влияющий на увеличение продолжительности жизни.

"Мы обнаружили, что на основании анализа микробиоты кишечника действительно можно точно сказать, молодая рыба или старая", — говорит Веленцано.

И чтобы определить, влияет ли изменение микробиоты на процесс старения организма, команда учёных обработала рыбок "средних лет" (9,5-недельных) антибиотиками, которые вычистили их естественную кишечную микрофлору. Затем их разместили в аквариуме, который содержал экскременты более молодых сородичей (пятинедельных).

Исследователи говорят, что данный вид рыб обычно не употребляет фекалии, но в ходе эксперимента они, всё же, пробовали и слегка откусывали "угощения", чтобы понять, еда ли это. Собственно, благодаря этому они и получили нужные микроорганизмы. "Пересажанные" бактерии успешно "размещались" внутри кишечника рыб.

Спустя некоторое время исследователи изучили организм уже "пожилых" рыб, которые приняли участие в эксперименте. Оказалось, что 16-недельные особи обладали кишечной микробиотой, которая очень напоминала ту, что присутствует у молодых рыб. Кстати, "престарелые" Нотобранх Фурцера с молодой кишечной микрофлорой демонстрировали и более молодое поведение – уровень их активности можно было приравнять к шестинедельным сородичам.

Но самым заметным эффектом стало увеличение продолжительности жизни рыб после фекальной трансплантации. Хотя, конечно, это не самый приятный способ её продления. Животные, которым провели подобную процедуру, прожили на 37 процентов дольше своих сородичей, избежавших омолаживающей терапии.

Кроме того, рыбы с микробиотой, пересаженной от совсем юных особей, жили на 41 процент дольше тех, которые получили набор микроорганизмов животных "среднего возраста".

Специалисты отмечают, что они до сих пор не понимают, каким именно образом микробиота кишечника влияет на продолжительность жизни животных. По всей видимости, тут кроется какой-то неочевидный механизм, который ещё только предстоит открыть.

Результаты исследования опубликованы на сайте препринтов bioRxiv.org.

Ранее оказалось, что рыбьи фекалии способствуют "глобальному" похолоданию. Также проект "Вести.Наука" рассказывал о том, что образ жизни определяет состав кишечной микрофлоры, а заменители сахара её изменяют и приводят к ожирению.