Умение по наследству: каланы раньше остальных морских млекопитающих начали использовать инструменты

Морские выдры, даже обитающие далеко друг от друга, демонстрируют совершенно одинаковые навыки.

Фото Michael L. Baird/ Wikimedia Commons.

Фото Jessica Fujii.

Морские выдры используют скалы как наковальни и молотки.
Морские выдры или каланы оказались гораздо изобретательнее, чем могли предположить учёные. Они используют камни в качестве инструментов, что характерно для немногих животных. Более того, подобный "талант" появился, вероятно, миллионы лет назад и теперь стало врождённым.

Морские выдры или каланы (также известны как морские бобры) оказались гораздо изобретательнее, чем могли предположить учёные.

Группа американских исследователей изучала генетические различия между представителями рода выдр, чтобы лучше понять историю использования инструментов у морских животных. Оказалось, что подобные приспособления характерны для каланов уже много времени: эти морские млекопитающие начали пользоваться инструментами сотни тысяч, а возможно, и миллионы лет назад.

Исследователи отмечают, что использование инструментов наземными животными, особенно приматами и птицами, изучено довольно мало, но ещё меньше внимания уделяется использованию инструментов морскими животными.

Сегодня известно, что, например, афалины для охоты на рыбу срывают со дна морские губки и "надевают" их на морду. Это защищает животных от ранений, когда они ворошат придонные слои отложений в поисках добычи. Считается, что такое приспособление дельфины начали использовать относительно недавно – порядка 200 лет назад.

В ходе нового исследования учёные наблюдали за морскими выдрами, которые используют камни для вскрытия пойманной жертвы – например, чтобы расколоть раковину моллюска.

Учёные изучили более сотни морских выдр, обитающих на калифорнийском побережье. Изначально авторы предположили, что группы каланов, использующих инструменты, тесно связаны между собой, и тогда можно было бы заключить, что этот навык приобретён недавно и не характерен для всей популяции. Однако всё оказалось совсем наоборот. Выдры, которые использовали обломки камней как инструменты, обитали в разных группах и не были связаны между собой, то есть они не могли научиться этому у сородичей.

Морские выдры используют скалы как наковальни и молотки.

Для сравнения: такие же наблюдения за афалинами показали, что те особи, кто использует морские губки для защиты, связаны друг с другом. А те дельфины, которые не видели такой "хитрости", никогда и не прибегали к ней.

Тем временем морские выдры, даже обитающие далеко друг от друга, демонстрировали совершенно одинаковые навыки. "Они очень умные, они используют скалы как наковальни и молотки", — рассказывает соавтор работы Кэтрин Раллс (Katherine Ralls) из Смитсоновского института биологии и охраны природы. По её словам, даже осиротевшие детёныши морских выдр, которые растут в неволе, проявляют точно такие же способности без тренировки и всяких наблюдений за взрослыми особями. То есть речь идёт о врождённом приспособлении.

Таким образом, учёные полагают, что это умение было характерно для многих поколений и теперь просто стало частью их натуры. Для такого процесса требуются сотни тысяч и даже миллионы лет.

Генетические анализы подтверждают эти выводы. Если в случае с афалинами животные, обитающие в пределах одного региона и одинаково использующие инструменты, имели один митохондриальный гаплотип, то с морскими выдрами всё оказалось иначе: подобной генетической связи у них не обнаружилось.

Теперь исследователи планируют совместно с палеонтологами изучить окаменелые останки морских выдр, чтобы доказать, что использовании инструментов было характерно для этих животных сотни тысяч лет назад.

Подробнее исследование описывает научная статья, опубликованная в издании Biology Letters.

Напомним, что ранее мы рассказывали о диких бразильских обезьянах, которые мастерят острые каменные ножи, а также о попугаях, которые оказались единственным животными, использующими шлифовальные инструменты.